31 августа 2007 года. 20:18

Меньше справок — больше удобства

Льготы, денежные выплаты, материальная помощь, пособия — все эти слова долгое время у череповчан ассоциировались с кучей справок, документов, ксерокопий и очередями в комитете социальной защиты. Теперь это в прошлом — первый удар по беготне за бумажками сделан. С 3 сентября в комитете социальной защиты начинается прием посетителей по системе «одно окно».
До этого процедура оформления любого вида помощи была довольно сложна. Так, например, 87­летняя Алевтина Александровна Зеленцова является тружеником тыла, ветераном труда и имеет особые заслуги перед Вологодской областью. Алевтина Александровна может одновременно получать ежемесячные денежные выплаты в размере 600 руб. как ветеран труда и 1000 руб. за заслуги перед областью. Но чтобы оформить все эти выплаты, Алевтине Александровне необходимо было обращаться в отдел по делам ветеранов и инвалидов, а потом в отдел социальной помощи. При этом справки, документы и их ксерокопии дублировали друг друга и приходилось по два раза ходить по одним и тем же инстанциям для сбора всех бумаг. И выстаивать очереди в комитете соцзащиты — по два раза в разные кабинеты. Модель «одно окно» снимает все эти проблемы: достаточно один раз сдать единый пакет документов (подробнее о нем — дальше), и все. После этого специалисты сами примут решение о выплате всех возможных в данном случае пособий и соберут недостающие документы. Алевтине Александровне останется только дождаться в 10­дневный срок письменного или устного ответа от специалиста.

Сразу на 15 справок сократится пакет документов в случае, если за помощью обратится неработающая мама­инвалид несовершеннолетнего ребенка: ранее ей пришлось бы обратиться в три отдела комитета соцзащиты с практически одними и теми же документами. Нововведение коснется многих череповчан, по­скольку на сегодня комитет соцзащиты занимается назначением 87 видов материальной помощи. Кстати, чтобы получить справку из комитета соцзащиты, скоро не придется стоять в общей очереди — появится единый на все отделы специалист по выдаче справок.

Итак, в апреле этого года правительство области приняло решение о проведении эксперимента «одно окно» в Череповце и Вологодском районе. Цель — сделать более доступными органы социальной помощи, чтобы как можно меньше людей в трудной материальной и моральной ситуации оставались один на один со своими проблемами. Задачи модели «одно окно» просты: сократить число необходимых документов для оформления различных мер социальной поддержки и увеличить пропускную способность специалистов. В нашем городе об этом думали давно, и приглянулся опыт западно­европейских стран, где для обращения за помощью от государства достаточно паспорта. У нас пока будет действовать единый пакет документов: паспорт, документ, подтверждающий льготу, пенсионное удостоверение, страховое пенсионное свидетельство, свидетельства о рождении детей (если есть) и реквизиты лицевого счета в банке. Заметим, что все эти документы обычно есть на руках у череповчан. В некоторых ситуациях потребуется справка о доходах семьи. Увеличиваются и приемные часы в комитете соцзащиты.

С 3 сентября в четырех кабинетах на первом этаже здания комитета социальной защиты населения на ул. Сталеваров, 54, будут одновременно вести прием посетителей восемь специалистов. Набирать новые кадры не пришлось — все сотрудники много лет проработали в различных отделах комитета соцзащиты и до этого занимались определенными группами череповчан. Также все прошли обучение и не только могут дать консультацию, но и сразу же примут необходимые документы. В некоторых случаях эти специалисты смогут тут же сказать о дате начала поступления различных денежных выплат, которые положены по областным и федеральным законам.

Рассказывает председатель комитета социальной защиты Череповца Наталия Самчук:

— После обращения к нашим специалистам и сдачи единого пакета документов на каждого нашего клиента будет заводиться личное дело. И наши сотрудники будут решать, какие меры социальной поддержки необходимы этому человеку или семье. Также это позволит в перспективе создать единую и удобную базу данных, при которой для обращения к нам будет достаточно только паспорта. Плюс новой системы приема документов «одно окно» — это значительное увеличение приемных часов, отмена работы с населением по алфавитному списку, сокращение очередей. И конечно, комфорт для пожилых людей и мам с детьми — не придется подниматься на верхние этажи за консультациями. Все вопросы будут решаться специалистами на первом этаже. Мы очень хотели сделать ремонт в этих кабинетах и небольшую перепланировку, но средств пока нет и будем работать в старой обстановке. Все необходимое оборудование есть, наши сотрудники давно готовы.

К сожалению, в систему «одно окно» пока не попали субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также различные социальные услуги, предоставляемые населению (от социального такси до ухода на дому и кризисного центра для женщин). Это будет следующий этап работы по новой системе.

Рассказывает Наталия Самчук:

— Мы только приступаем к новой для нас системе работы, поэтому не спешим хвататься сразу за все. Сейчас мы снимем нагрузку прежде всего с посетителей, которые приходят оформлять льготы, пособия, выплаты, материальную помощь. В будущем обязательно присоединим и весь спектор наших социальных услуг, чтобы специалисты могли после телефонного звонка или личного обращения просмотреть личное дело и помочь человеку. Но в любом случае по всем во­просам, касающимся социальных услуг, можно получить консультации у специалистов по приему граждан (официальное название четырех кабинетов, работающих по системе «одного окна», авт.).

— Наталия Евгеньевна, а как будет решаться вопрос с оформлением субсидий?

— Сейчас сложно ответить. Пока работаем как работали. Но будут перемены, поскольку принято решение правительства области о передаче полномочий. Раньше на уровне города решался вопрос о предоставлении субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, теперь этим займется область в лице департамента труда и социального развития. Для Череповца эти перемены незначительны, поскольку у нас изначально все эти задачи решал наш комитет, а в других районах области этим занимались представители жилищно­коммунального хозяйства. 14 пунктов оформления субсидий — удобная для горожан система.

— Как вы думаете, система «одного окна» распространится по области, ведь это все­таки эксперимент?

— Я уверена, что за таким прин­ципом работы — будущее всех организаций, работающих в сфере оказания услуг населению и выдачи документов. Рано или поздно перейдут на «одно окно» и управления образования, здравоохранения, жилищно­коммунальное хозяйство и мэрия. Ведь это удобно для горожан — не надо бегать за справками, экономично по затратам, и главное — нет очередей.

Единый сокращенный пакет документов: паспорт, документ, подтверждающий льготу, пенсионное удостоверение, свидетельства о рождении детей (если есть), реквизиты лицевого счета в банке.

Заметим, что все эти документы обычно есть на руках у череповчан. В некоторых случаях потребуется справка о доходах семьи.

Полина Козина
№164(22079)
31.08.2007

Источник: Газета «Речь»