31 августа 2007 года. 13:02

Наша школа должна воспитывать гражданина

Итоги работы школ Вологды в 2006–2007 учебном году, задачи отрасли образования на новый учебный год – все это нашло отражение в большом докладе начальника Управления образования Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды Е.И.Воробьевой «Итоги реализации Программы развития системы образования города Вологды на 2005–2007 годы», озвученном на традиционном августовском педсовете директоров вологодских школ. Главной задачей Городской целевой Программы развития системы образования, утвержденной решением Вологодской городской Думы от 22.12.2004 г. № 176 на 2005-2007 годы, по словам Елены Ивановны, является развитие системы образования города Вологды, обеспечивающей повышение качества образования и наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования. Е.И. Воробьева в своем докладе подробно остановилась на реализации каждой подпрограммы указанной Программы. Сеть образовательных учреждений За последнее время сложился весьма значительный потенциал для развития образовательного комплекса города Вологды. Показатели деятельности сети учебных заведений дают возможность говорить о весьма стабильном и высоком уровне спроса на услуги, предоставляемые ими. Пропускная способность этих организаций также в целом отвечает потребностям жителей города в сфере образования, однако определенные проблемы есть. На период разработки Программы развития образования города Вологды на 2005-2007 годы сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, была представлена 73 МДОУ, сейчас их 75. Количество детей дошкольного возраста в городе было 18 174 человека, на 01.01.2007 года – 20 493 ребенка. В 2004 году количество мест в МОУ на 1000 детей дошкольного возраста составляло 709, к 2007 году эта цифра уменьшилась до 638 человек, так как количество детей дошкольного возраста увеличивалось быстрее, чем ввод новых мест в существующих МОУ и перепрофилирование филиалов школ. За три года не было построено ни одного детского сада. В связи с приоритетами в социальной политике по поддержке материнства и детства, ожидается дальнейшее повышение рождаемости детей, система дошкольного образования самая первая реагирует на позитивные изменения демографической ситуации в городе. Кроме того сильно влияют миграционные процессы населения. В связи с этим Администрация города, Управление образования принимают возможные меры к увеличению мест в ДОУ для более полного удовлетворения потребности населения. В соответствии с мероприятиями Программы: Открыт детский сад № 50 в Ананьино на 90 мест; Открыто дополнительно 27 групп путем переоборудования помещений в существующих МДОУ, 10 дополнительных групп планируется открыть с 1 сентября 2007 года; Перепрофилирование фиалов школ: № 17 под детский сад № 65 на 90 мест; №1 под детский сад № 25 на 110 мест. В соответствии с Программой социально - экономического развития города Вологды планируется: дальнейшее открытие новых групп за счет перепрофилирования помещений, используемых в настоящее время под разные виды детской активности; перепрофилирование филиала школы № 40, 7; возврат зданий бывших детских садов № 75 по адресу: ул. Ярославская, 12-а (ГОУ Многопрофильный лицей) на 220 мест, восстановление ДОУ № 60; проектирование нового детского сада в МКР «Фрязиново». Вследствие постепенного вступления в школьный возраст детей из малочисленных категорий 1990-х гг. рождения, численность учащихся сократилась более чем на 25%. Показатель Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Число дневных школ 50 49 49 47 45 45 44 44 Численность учащихся, тыс. чел. 41,5 39,7 38 33,1 33 31,5 28,7 27,2 В то время как школы №18, 19, 27, 29, 31, 36 заполнены на 33% - 48%. На второй смене обучается 18% детей. Уменьшается количество классов: за 2 последних года на 10%, а количество учителей уменьшилось незначительно - на 2,3%. Средняя аудиторная нагрузка учителей в 5-11 классах ниже 20 часов в неделю в 16 школах. Наполняемость классов ниже нормативной в 75% средних школ. При выполнении нормативной наполняемости уменьшение должно быть на 89 классов комплектов. Вплоть до 2002 года имел место рост численности выпускников в городских общеобразовательных учреждениях. Но уже с 2006 года начинается снижение объема выпуска как на ступени основной общеобразовательной, так и средней (полной) школы. Развитие системы образования определяет необходимость укрепления учебно-материальной и технической базы школ. Обеспеченность учебным оборудованием кабинетов естественно-научного цикла низка и составляет около 40 % от потребности. Не позволяет выполнять учебную программу слабая обеспеченность кабинетов технического и обслуживающего труда. Следует отметить старение зданий школ. Самые старые школьные здания школ №7, 11 (1953 г.), №24 и №25 (1958 г.), школа №10 (1936 г.), СКШ№1 (1937 г.), школа №13 (1938 г.), ВСШ№1 (1785 г.), школа №39 (1905 г.), требуют капитального ремонта. Требуется около 80 % замены технологическое оборудование в школьных столовых; восстановление практически всех школьных спортивных площадок и др. В 2006 – 2007 году все школы подключены к сети Интернет. Школы включены в единую компьютерную сеть через сервер Управления образовная. На 1 января 2007 года один компьютер приходится на 45 учащихся средних школ. В областном конкурсе веб-сайтов приняли участие 15 образовательных учреждений, призы получили: СОШ №14, 15, 41. 18 образовательных учреждений имеют свой информационно-образовательный сайт. На сегодняшний день администрация образовательных учреждений обеспечена вычислительной техникой, которая позволяет работать с документами, электронной почтой, Интернет и специализированным программным обеспечением. Всего в системе образования города установлено более 1350 компьютеров, причем доля современных компьютеров составляет 67%. С 1 января 2007 года на систему электронного документооборота переведены все учреждения системы образования. Разработан проект Программы развития муниципальной системы образования на 2008-2010 годы Подпрограмма №1 «Оптимизация сети муниципальных ОУ г. Вологды». В рамках ее реализации разработана Программа реструктуризации сети муниципальных образовательных учреждений города Вологды. Дошкольное образование В Программе развития образования 2005-2007 гожов подпрограмма «Дошкольное образование в городе Вологде» состоит из двух разделов: «Изменения в педагогической системе» «Изменения в ресурсах» Ежегодно в соответствии с графиком проводится обследование дошкольников - мониторинг физического здоровья, развития, подготовленности детей 4-7 лет, посещающих ДОУ г. Вологды, который является одним из наиболее продуктивных методов контроля за процессом физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Для качественного проведения названной процедуры ЦПК было подготовлено методическое пособие «Мониторинг физического здоровья, физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста». По результатам пробного этапа мониторинга и итогам работы за 2004-2005 учебный год подготовлен для руководителей ДОУ и инструкторов физкультуры диск данных мониторинга с целью дальнейшего применения в своей работе. Материалы находятся в ЦПК, ими можно пользоваться в практической деятельности. С 2007 года Вологодская область участвует во Всероссийском эксперименте по апробации моделей образования детей дошкольного возраста (предшкольное образование). В связи с этим в городе должны быть открыты группы кратковременного пребывания, группы по подготовке детей к школе; практикуется оказание образовательных услуг на дому. Школьное образование Система школьного образования остается вариативной, предоставляющей образовательные услуги для разных категорий детей. Однако в 22 школах города качество обучения значительно ниже среднегородского уровня. Оставлено на повторный курс обучения в 1-4 кл. – 66 человек; 5-9 кл. – 168 человек; 10-11 кл. – 30 человек. Наметилась положительная тенденция к сокращению количества обучающихся, отчисленных из ОУ. Если в 2003/2004 годах их было 174, в 2006/2007 уч. году – 54. В школах №41,16,2,1,10 детей прибывает больше, чем выбывает. Уменьшается контингент в школах № 27,40,интернат №2,23,21,7,9,20,31,39,22,30,детский сад – школа №98. По сравнению с 2005/2006 г. в 1-4 кл. снизилось число обучающихся на «4» и «5». В связи с переходом на новый базисный учебный план, внедрением новых государственных образовательных стандартов реализуется Концепция профильного обучения: Показатели 2006–2007 факт 2007–2008 план 2008–2009 прогноз 2009–2010 прогноз Школы, перешедшие на новый БУП 16 школ 23 школы 33 школы 42 школы Количество профильных классов 125 128 120 120 Количество классов с углубленным изучением отдельных предметов 21 20 20 20 В 9-х классах школ №№ 1, 2, 13, 23, 32 - предпрофильная подготовка. Объявлен городской конкурс учебных программ по предпрофильному обучению. Внедряется модель сетевого профильного обучения на базе МУК по теме «Создание ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения». В каждом образовательном учреждении эта задача остается актуальной. В рамках городской целевой Программы развития системы образования города Вологды на 2005-2007 годы школы Вологды разрабатывают здоровьесберегающие технологии. Для этого в школах внедряются критерии «здорового» урока; внедряются информационные технологии в управление и обучение; осваиваются интегрированные программы общего и дополнительного образования. В начальных классах введен иностранный язык и информатика. Продолжается внедрение игровых, социокультурных технологий, модульное и проблемное обучение; апробируется технология «педагогические мастерские», в ДОУ – технология «педагогика ровесничества». Следует отметить, что образовательными учреждениями города переход на новый базисный учебный план осуществляется медленно. Однако, по мнению исследователей образовательной системы Вологды, вариативность общего образования составляет лишь 50% от потребности: как минимум требуется еще 2 гимназии и 2 школы с углубленным изучением предметов. Пересматриваются подходы к системе оценки качества подготовки учащихся. Группа учителей на базе опорной школы № 32 работает по созданию единой формы «портфолио» учащегося. В 2006г. выпускники 9-х классов школы №32 приняли участие в «малом ЕГЭ» по математике, в 2007 году - 4 школы. Все школы Вологды включились в эксперимент по проведению ЕГЭ, сейчас их 10. Результаты обучения оказались выше среднеобластных. Наибольших успехов учащиеся достигли по русскому языку и физике. Однако 15 % выпускников не справились с заданием по математике. Из 89 регионов по результатам олимпиад область занимает 23 место. Результаты участия школьников города в областных предметных олимпиадах можно считать стабильными. Уровень олимпиад 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год городские 169 142 166 областные 64 61 68 окружные, всероссийские 5 8 13 Вместе с тем, количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» снизилось с 3,64% до 3, 49% от общего числа выпускников. Год 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год Золото/серебро 22/84 17/80 9/72 13/64 Лидерами по количеству медалистов являются школы: гимназия №2, СОШ № 1,33,16,13. Начиная с 2006 года, одним из важнейших направлений работы образовательной системы города стала реализация приоритетного национального проекта «Образование», который рассматривается как комплекс мер, направленных на всемерное стимулирование и адресную поддержку перспективных инновационных учреждений, талантливых педагогов, развитие новых форм организации образовательного процесса, совершенствование управленческих механизмов и межбюджетных отношений. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в городе Вологде осуществляется по следующим направлениям: Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, Поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений, Дополнительное вознаграждение за классное руководство, Государственная поддержка талантливой молодежи, Оснащение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и учебно-лабораторным оборудованием В марте-апреле текущего года 11 школ города (МОУ № 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 20, 37, 41) приняли участие в прошедшем уже во второй раз конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, проводимом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также 5 ОУ в конкурсе на получение гранта Губернатора Вологодской области (МДОУ № 12, 27, СКОШ № 1, ДЮЦ «Меридиан», детский дом № 3). Результаты подтверждают наличие эффективных управленческих, научно-методических, информационно-аналитических ресурсов в городской системе образования. 5 школ города (МОУ № 4, 8, 12, 13, 41) выиграли президентский грант, и 2 ОУ (ДОУ № 27, СКОШ № 1) губернаторский грант. В целом, за 2006, 2007 годы по направлению «Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» 9 общеобразовательных учреждений города получили президентские гранты в размере 1 млн. рублей, 4 муниципальных образовательных учреждения отмечены грантами Губернатора Вологодской области в размере 500 тыс. рублей. 28 педагогов в 2007 году (по области участников было 208) из 18 образовательных учреждений города (МОУ № 1, гимназия № 2, МОУ № 3, 4, 8, 10, 11, 13, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 33, 37) приняло участие в конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО. 18 педагогов (из 12 школ) названы лучшими по направлению «Поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений» (в Череповце - 13 педагогов). В целом, за два года денежное вознаграждение получили 35 учителей на федеральном уровне и 7 - на региональном уровне. Итоги регионального конкурса 2007 года по учителям будут подведены в начале октября. 9 победителей международных олимпиад 2007 году среди школьников города Вологды награждено поездкой в Швецию в сентябре текущего года. Для дополнительных занятий физической культурой и спортом в 2006 - 2007учебном году созданы 10 профильных классов спортивного направления. В школах № 3,5,8,37,21 функционируют тренажерные залы, планируется восстановление 20 школьных спортивных площадок. В целом система работы образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников способствовала улучшению состояния здоровья учащихся: Соматическая заболеваемость снизилась в 1,5-2 раза Улучшилась двигательная активность школьников. Из третей группы здоровья во вторую переведены 18,2% школьников; в первую группу здоровья переведено 13,3% школьников. На 8,3 % снизилось количество школьников, состоящих на учете в тубдиспансере. Наметились положительные тенденции в снижении заболеваемости органов зрения, желудочно-кишечного тракта, осанки и сколиоза. Однако анализ статистических данных показал, что в 2006 - 2007 учебном году из 700 школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, физкультурой занимается только около 200 детей (31,4%). Следовательно, есть резерв для повышения эффективности профилактических мероприятий. В городе функционирует межведомственная программа «Вместе». Школы активно включились в деятельность по профилактике употребления психоактивных веществ. За период реализации Программы по различным проектам профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни среди несовершеннолетних из сферы образования было обучено свыше 150 специалистов, из них 15 получили международные сертификаты. Деятельность по профилактике зависимостей осуществляют 85 социальных педагогов и 104 педагога – психолога. Помимо этого в образовательных учреждениях набирает силу модель «мобильная профилактика», где волонтеры проводят разнообразные игровые программы, участвуют в организации досуга подростков. В 2005/2006 учебном году для волонтеров был организован лагерь - тренинг. В работе лагеря приняли участие более 30 подростков. Успешно развивается лидерское движение. В 2005 году на базе МУДОД «Школа Единоборств» был создан Центр профилактики зависимостей. С 2005 года в МОУ «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения «Развитие» функционирует социально-юридическая служба, которая осуществляет кризисное консультирование детей и родителей по телефону - доверия. В 7-9 классах общеобразовательных школ реализуется курс «Граждановедения. Наш выбор: без наркотиков». Главным достижением профилактической деятельности является то, что по имеющимся данным КДН, в течение последних трех лет учащиеся школ города за употребление наркотических веществ к административной ответственности не привлекались. В период действия Программы расширились функции социальной защиты, которые возложены на УО. В соответствии с законом Вологодской области «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» от 15 июля 2003 года № 929–03 и постановлением Главы города Вологды от 24.02.2004 № 572 «Об обеспечении питанием школьников в городе Вологде» организовано бесплатное питание. В 2006/2007 учебном году бесплатное питание получают 16300 школьников. С 1 сентября текущего года в школах будет действовать программа «Школьное молоко» для учащихся 1-4 классов. По инициативе Главы города воспитанники ДОУ 10 мес. – 3-х лет (1400 человек) будут получать специальные молочные продукты: кефир и творог, с молочной кухни за счет муниципального бюджета около 5 млн. руб. в год. Для детей из малообеспеченных семей с 1 сентября будет компенсироваться из муниципального бюджета часть стоимости проездных билетов. Педагогические кадры Численность работников системы образования Типы и виды учреждений Численность работников системы образования Всего в том числе педагогических п. Молочное Школы 3609 2532 56 Интернат 100 74 Коррекционные школы 229 152 МДОУ 3706 1790 91 УДОД 505 364 МУК 60 42 УПМ «Учсервис» 238 25 Вечерняя школа 49 32 Детские дома 237 158 ЦПК 58 45 Центр «Развитие» 37 24 ЦБОМОУ 154 Итого 8982 5238 147 90% учителей имеют высшее образование, 13% - высшую квалификационную категорию, 39% имеют первую квалификационную категорию, 29.5% - вторую квалификационную категорию. В системе образования города работает 60 заслуженных учителей РФ, шесть человек - победителей областного конкурса "Учитель года", 50 - лауреатов городской премии имени П.А. Колесникова. Профессиональные достижения педагогов известны не только на уровне города, области, но и на федеральном уровне. Участвуя во Всероссийских научно - практических конференциях, различных проектах, конкурсах, педагоги города Вологды показывают хорошие результаты. С 2004 по 2007 годы работе с педагогическими кадрами способствовала городская целевая программа «Кадровое обеспечение муниципальной системы образования». Увеличение численности детей дошкольного возраста влечет за собой не только проблему обеспечения дошкольными учреждениями, но и кадровую проблему. На 1 сентября 2007 года в дошкольных образовательных учреждениях имеется более 200 вакансий, в том числе 170 - педагогических работников. В связи с недостатком кадров воспитатели вынуждены работать с двойной нагрузкой, что не может не отражаться на качестве воспитательного и образовательного процессов. Педагогический колледж открыл отделение с дополнительной специальностью – воспитатель ДОУ – набора нет. На 1 сентября 2007 года в общеобразовательные школы требуется по разным предметам 100 учителей и других педагогических работников. Тревожит появление в ряде школ города вакансий учителей начальных классов. В начальной школе введение основ информационных технологий, иностранного языка, требует подготовленных кадров. Модернизация основной и старшей школы диктует новые профессиональные требования к учителю: необходимо подготовить учащихся к переходу в профильную старшую школу, к выбору профессиональной деятельности, приобрести умения и навыки самостоятельной учебной работы, овладеть иностранным языком и информационными технологиями. Предполагается повысить удельный вес и качество занятий по физической культуре, а также по экономике, истории, праву, русскому и иностранным языкам, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Возникает необходимость в новых формах повышения квалификации педагогических кадров, мерах по повышению статуса учителя. В 2006-2007 году более 1000 педагогов в различных формах повысили свою квалификацию, в том числе 213 человек - в области информационно- коммуникационных технологий. Однако число молодых учителей (стаж работы до 5 лет) сокращается, количество молодых специалистов ежегодно приходящих в общеобразовательные учреждения города снижается: 2003-2004 учеб. год – 100 2004-2005 учеб. год – 105, из них учителей-предметников – 52 2005-2006 учеб. год – 91, из них учителей-предметников – 24 Стабильный рост на протяжении ряда лет количества учителей со стажем более 20 лет наглядно демонстрирует старение педагогических кадров. При демографическом росте возникнет ситуация, что преподавать предмет на высоком уровне станет просто некому - стажисты выйдут на пенсию, а учителей с достаточным опытом работы в школах не будет, т.к. к указанному году нынешние молодые учителя должны иметь стаж 5-10 лет. Еще одна проблема: более половины учителей иностранного языка (175 чел.. 69%) - учителя английского языка, что говорит о широком его распространении в ОУ города, 33 учителя (18%), имеющих в дипломе специальность «немецкий и английский язык», «французский и английский язык» работают учителями английского языка из-за отсутствия вакансий по основной специальности. Это является оправданным, так как немецкий и французский языки являются языками международного общения. Вологодская область имеет тесные экономические и культурные связи с Германией и Францией. Преподаватели ВГПУ кафедр немецкого, французского языков обращаются к вам за помощью пересмотреть ситуацию, предлагают свою помощь. Сократилось число желающих среди студентов изучать эти языки. Выходом из сложившейся ситуации может являться переход на изучение немецкого и французского языка, как второго иностранного языка, а также предложение учащимся немецких и французских групп изучать английский язык с 5, 7, 9 класса, как второй иностранный, при переходе на новый БУП. Эта ситуация должна стать предметом обсуждения в коллективах. Воспитательная система образовательных учреждений В Программе ставилась задача «Развивать систему воспитания. В ОУ реализуется 9 направлений воспитательной работы, самое распространенное гражданско-патриотическое. В 31 (70,5%) существуют воспитательные системы школ. В частности, ставились задачи изменений в педагогической системе. Специалисты ЦПК работали над этой проблемой: Обеспечение единства обучения и воспитания; издан сборник «Воспитательная система класса: от теории к практике» Развитие самоуправления; издан сборник «Школьное ученическое самоуправление: методические рекомендации» Повышение роли воспитательной работы; вышел в свет сборник «Настольная книга классного руководителя» Для некоторых ОУ затянулся процесс осмысления в создании воспитательных систем, поэтому данные материалы необходимо использовать. Стремление выпускников школ приобрести более престижную профессию в ВУЗах не всегда гарантирует в дальнейшем трудоустройство молодых специалистов, в особенности по специальностям экономической, юридической и ряда других направленностей, что приводит к следующим последствиям: неудовлетворенность профессиональной карьерой, а также увеличился отток молодых людей в поисках трудоустройства в Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города. В то же время выпускники другой группы не всегда в полной мере информированы о перечне востребованных профессий. Всего с начала 2007 года Центр занятости населения города Вологды располагал 6500 вакансий, из них 80% - для замещения рабочих профессий. В большей степени потребность в рабочей силе испытывают предприятия следующих отраслей: строительство, торговля, транспорт, образование и здравоохранение. Профориентационную работу нужно приближать к реальным потребностям своего города, возрождать связи с промышленными предприятиями. Дополнительное образование За период с 2005 года по 2007 год произошли изменения в сети муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Из отрасли «Образование» были переданы СДЮШОР № 1, СДЮШОР № 2, Школа единоборств, 2 структурных подразделения ДЮЦ «Лидер», специализирующихся на физкультурно - спортивном направлении деятельности в Управление физической культуры, массового спорта и молодежной политики; Школа искусств (хореографическая) - в Отдел культуры и исторического наследия. Передача муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в другие отрасли не ущемила инте­ресы детей, так как не произошли изменения в Уставной деятельности учреждений. Совместный План общегородских мероприятий с учащимися позволил участие школьников в мероприятиях, предусмотренных образовательными программами дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования поддерживают 10 различных направлений. Это дает достаточно широкие возможности самореализации детей и подростков. Обучающиеся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в 2007 году завоевали 550 призовых мест в различных мероприятиях областного, Российского и Международного уровней. Обучающиеся ДТДиМ только в 2007 году стали победителями 12 Международных конкурсов, 26 Российских конкурсов, соревнований. Наиболее высокие результаты дополнительного образования детей в 2007 году показали обучающиеся образовательных учреждений: СОШ №4, 2,37,32,1,12,31,8. Анализ направлений дополнительного образования показывает, что для всех возрастов школьников основной упор сделан на гуманитарную направленность. Это объяснимо, т.к. данные направления дополнительного образования наименее затратны для бюджета, кроме того, учреждения дополнительного образования размещены в приспособленных зданиях, которые не позволяют организовать образовательный процесс в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями особенно физкультурно-спортивной направленности. Мощность сети составляет всего 185 мест на 1000 детей, переуплотненность в 5,4 раза. Кроме того, сеть размещена не оптимально по микрорайонам города и не обеспечивает равномерной доступности детей и подростков к услугам дополнительного образования. Еще одна проблема дополнительного образования: наличие большого числа внешних совместителей (до 40% в некоторых учреждениях дополнительного образования). Это создает определенные трудности в управлении учреждениями, в контроле за реализацией программ. В ряде образовательных учреждений вообще мал охват подростков 5-8 классов физкультурно-оздоровительным направлением (от 0 до 25чел, что составляет максимально 3% от количества учащихся), а в ряде школ совсем нет групп детей физкультурно-оздоровительной направленности. Недостаточно разработано программ для детей с ослабленным здоровьем и для детей-инвалидов, доступ которых к дополнительному образованию практически очень незначителен. Желание сохранить бесплатность дополнительного образования, мотивируем это тем, что 49,5% детей, занимающихся в системе, нуждаются в поддержке государства. Вместе с тем, недостаточное финансирование программ дополнительного образования приводит к тому, что практическая их часть осуществляется за счет приобретения родителями обучающихся необходимого оборудования, инвентаря, материалов. Данные исследования ВНКЦ ЦЭМИ РАНИ по изучению спроса и предложения услуг муниципального сектора образования (2006 г.) свидетельствуют о возрастающем интересе населения к осуществлению дополнительных образовательных услуг. Условия, при которых родители согласились бы платить в фонд ОУ дополнительно Условия Начальные классы Средние классы Старшие классы Ремонт помещений 55,5% 51,5% 48,3% Обеспеченность инвентарем, оборудованием 43,7% 38,6% 34,3% Обеспеченность компьютерной техникой 26,8% 26,9% 30,8% Снижение наполняемости классов (кружков) 32,2% 27,1% 22,5% Спрос на кружки, секции Виды кружков Начальные классы Средние классы Старшие классы Спортивные 46,4 47,2 39,0 Языковые 37,3 32,8 31,8 Художественные 29,7 14,2 16,3 Родители сейчас несут весомые расходы по обеспечению дополнительного образования, причем этот вклад часто является непрозрачным и бесконтрольным механизмом «добровольного» поддержания отрасли, чего можно было бы избежать, введя дифференцированную родительскую плату для детей из семей с разными доходами. Документы на оплату образовательных услуг утверждены, могут быть использованы. Для решения задач воспитательного характера в 78 % ОУ созданы службы комплексного сопровождения (психолого – медико-социального). Сюда входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя – логопеды, учителя – дефектологи, медицинские работники. Центром «Развитие» было проведено пилотажное исследование в 15 ОУ, целью которого было: изучить и проанализировать условия функционирования Службы. В 2006-2007 учебном году количество детей, нуждающихся в сопровождении, снизилось на 2% по сравнению с прошлым учебным годом и на 8% - с 2003-2004 учебным годом. Количество детей девиантного поведения в школах снизилось в два раза по сравнению с 2003-2004 учебным годом; количество детей, не посещающих ОУ без уважительных причин, осталось на уровне прошлого года и снизилось почти в 3 раза в сравнении с 2003-2004 учебным годом. Защита прав и педагогическая поддержка детей Отделом охраны прав детей был разработан социальный проект «Замещающая семья». Образовательные учреждения организуют работу по выявлению несовершеннолетних, не приступивших к обучению или пропускающих учебные занятия без уважительных причин в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Управлением образования в апреле 2006 года разработаны методические рекомендации по организации данной работы в образовательных учреждениях. Всего выбыло из школ города в течение 2005-2006 года 1595 человек. Продолжают обучение 1471 обучающийся (92,2% от числа выбывших из школ). * * * Если подводить общие итоги Программы, мероприятия, практически, выполнены. Большую организаторскую работу провели специалисты ЦПК по обучению кадров, методическому сопровождению учителей, обновлению содержания образования; осваивается внедрение новых моделей школ: Начальная школа 21 века, Школа России, функционирует экспериментальная площадка по модели личностно – ориентированного обучения – СОШ № 12 – получила в 2007 году президентский грант по этому направлению и другие Расширилась сеть ДОУ, закончены некоторые мероприятия по реструктуризации сети, произошла замена технологического оборудования в ДОУ на 10 млн. руб. и продолжается в 2007 году, увеличивается число средств выделяемых на противопожарную безопасность, в 2007 году 18 млн. руб. Анализ выполнения Программы, проблемы состояния образовательной системы лягут в основу Программы развития образования 2007-2010 годы. Вопрос, которого мы сегодня, практически, не касались – финансово-хозяйственная деятельность ОУ. Подписано Постановление Правительства Вологодской области № 787 от 25.06.07г. «об основных направлениях налоговой и бюджетной политики Вологодской области на 2008-2010г. В частности: Бюджетная политика в отраслях социальной сферы должна быть направлена на: установление государственного (муниципального) задания, предусматривающего требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг; обоснованность планируемых затрат и определение четких приоритетов расходования бюджетных средств; формирование механизмов привлечения и кардинальное улучшение использования внебюджетных ресурсов; повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности. Важнейшее событие этого года – выборы в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. и выборы Президента РФ 2 марта 2008 г. Фактически будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Это прямая зависимость по исполнению стратегических планов России, нашего региона и города, нас с вами. Из 137, 64 избирательных участка расположены в ОУ города, должна быть проведена большая организационная работа, чтобы население города не испытывало неудобств при голосовании. 2007 год был объявлен Годом русского языка, проходило много мероприятий, посвященных этому событию, необходимо подвести итоги, а самое главное не закончить эту работу. Постановление Правительства Вологодской области «О мероприятиях, направленных на укрепление русского языка на 2007-2010 годы». Считать это началом серьезной и последовательной деятельности по пропаганде родного языка. 2008 год будет объявлен Годом семьи в России. Президент считает, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления семьи, базовых семейных ценностей. Полтора года назад начата реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человека, в повышение качества жизни. Другой принципиальной особенностью национальных проектов стала их инновационная направленность. Руководители должны поставить перед коллективом конкретные задачи по перспективному обновлению деятельности в соответствии с требованиями национальных проектов. В октябре 2007 году исполняется 100 лет со дня рождения Петра Андреевича Колесникова. Для нашего города – это значимое событие не должно пройти незамеченным. Президент ставит задачу об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в т.ч. школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром.

Источник: Администрация г. Вологды