27 августа 2007 года. 15:01

«Узда» для цены хлеба

Для рублевого удешевления хлеба потребовался весь госрезерв зерна Вологодской области. По мнению специалистов, резерв должен быть увеличен минимум в два раза
Резкий рост цены хлебобулочных изделий в начале июля вызвал волну недовольства в обществе. Специалисты объясняют удорожание ростом мировых цен на зерно. Правительство Вологодской области, стремясь «сбить» розничные цены, объявило об использовании государственного резерва зерна. В итоге стоимость самых популярных видов товара снизилась, в основном на рубль. Что представляет собой госрезерв зерна области и как он используется для регулирования цен — на эти вопросы в интервью «Речи» ответил начальник управления регионального рынка зерна областного департамента продовольственных ресурсов Михаил Панов.

Вопреки расхожим стереотипам «закрома Родины» не располагаются в многоэтажных подземных бункерах. И информация о том, каковы возможности этих закромов абсолютно открыта.

— Государственный резерв — это определенный объем зерна, купленного на бюджетные деньги, который находится на хранении на Вологодском комбинате хлебопродуктов и Шекснинском комбинате хлебопродуктов. Это крупные не только для Вологодской области, но и для Северо­Запада предприятия, которые занимаются хранением и переработкой зерна, — объяснил Михаил Панов. — Когда возникает сложная ситуация, правитель­ством области принимается решение о выделении товарного кредита конкретным предприятиям — тем же комбинатам хлебопродуктов. Так было в этом году. Это зерно было закуплено по ценам, сущест­венно ниже, чем рыночные цены на сегодня. И если мы на рынок выбрасываем определенное количество товара по более низкой цене, естест­венно, это стабилизирует ситуацию, позволяет снизить цену на муку. После 1 августа цена тонны муки снизилась с 11400 рублей до 10000. Хлебокомбинаты снизили цены на хлеб на рубль за единицу продукции.

— То есть цена муки в этом случае согласовывается заранее?

— Естественно, это обсуждается. Но в данном случае нет административного давления. Обсуждение идет с экономической точки зрения. Комбинат делает расчеты, мы их вместе обсуждаем.

— А какой объем зерна был выделен в этом году?

— Объем резерва сейчас 9 тысяч тонн. И в настоящее время весь госрезерв выделен в виде товарных кредитов.

— Это эффективное использование? Ведь снижение нельзя назвать очень значительным.

— Значительно или незначительно снизилась цена на хлеб? Во всяком случае, населением снижение было замечено. И это, конечно, положительный момент.

Государственный резерв «распечатывается» ежегодно с момента его создания. Более того, его использование в виде товарных кредитов — естественная форма сотрудничества исполнительной власти и двух упомянутых комбинатов хлебопродуктов. Таким образом (предоставляя кредиты) область экономит — бюджет не платит комбинатам за хранение зерна. И сам резерв не лежит мертвым грузом, а работает, выполняет свои функции по регулированию цен на рынке. Теоретически, долгое хранение, по словам гендиректора Вологодского комбината хлебопродуктов Юрия Шнуровского, вполне возможно — срок в зависимости от качества продуктов может составлять два­три года и более.

По международным стандартам, принятым в ООН, для обеспечения продовольственной безопасности региона требуется запас зерна на 60 дней. Нынешние объемы госрезерва зерна Вологодской области этим нормам не соответствуют — нужно увеличивать их более чем вдвое.

— Наш резерв может обеспечить потребность области в зерне на 26 дней, — говорит Михаил Панов. — Если бы бюджет позволил закупить дополнительное количество зерна, то было бы целесообразно увеличить объем госрезерва. Но это зависит от возможностей бюджета. А бюджет — это компетенция законодательной власти. Еще один аспект: зерно нужно закупить по цене, ниже рыночной, в период минимального уровня цен. Июнь­июль — это пиковые цены, а после уборки урожая они могут опуститься. Сегодня, даже если бы были деньги, нецелесообразно закупать зерно. Если будет решение об увеличении госрезерва — будет объявлен конкурс, но только тогда, когда это будет выгодно.

— Несколько лет назад звучали предложения о создании регионального резерва зерна на Северо­Западе. Что с этой идеей?

— Действительно, идея была. Но это связано с дополнительными финансовыми и техническими моментами. Как этот резерв будет формироваться? Сколько субъекты­участники будут вносить финансовых средств? Как будут выделяться товарные кредиты? Кто даст оценку, где ситуация острее — в Новгородской области, Вологодской или Ленинградской? Сложно. А в нашем случае есть распорядитель — областное правительство, все четко, прозрачно и подконтрольно.

Госрезерв позволяет исполнительной власти регулировать цены на хлеб (через цену на муку) исключительно с помощью рыночных механизмов. Другой вариант — прямое влияние на цену хлеба. Михаил Панов считает это вполне допустимым и резонным:

— К сожалению, действу­ющее законодательство такого не предусматривает. Есть перечень, утвержденный правительством РФ, по которому предусматривается госрегулирование — это в основном энергоносители, есть там детское питание… Если внесут хлеб в перечень, то органы исполнительной власти будут рассматривать структуру себестоимости и регулировать напрямую, то есть предприятие должно будет доказать, что увеличивается себестоимость. То же самое с торговой наценкой. Если бы она подлежала регулированию, мы бы могли установить, скажем, 10 процентов как максимум.

— Разве здесь нет опасности экономически необоснованных шагов, ограничений?

— У нас (в департаменте продовольственных ресурсов — авт.) и в департаменте финансов работают грамотные специалисты, все бы это анализировалось очень четко.

Алексей Варламов
№160(22075)
27.08.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Эпидемиологи зафиксировали шестилетний максимум активности клещей на Вологодчине

Паразитам не помешали даже аномальные холода и снежный покров, установившийся в конце апреля

Последнее в рубрике

Телеграм: новая эра общения и продвижения

Телеграм сегодня - это не просто мессенджер, а мощная социальная сеть с миллионами активных пользователей по всему миру. Она объединила в себе удобство общения, безопасность и возможности для бизнеса, что делает ее привлекательной как для личного исп