Нужны ли нам «высоты» высшего образования?
В течение последнего месяца на страницах газеты «Речь» — одной из самых популярных в Череповце — появилась подборка статей практически на одну тему: возможности трудоустройства молодежи на востребованную и хорошо оплачиваемую работу. Естественно, что получение такой работы связано с определенным образованием, перед необходимостью выбора которого недавно стояли вчерашние школьники.
Череповец, как известно, один из инду центров страны; и потому потребност в людях рабочих специальностей здесь особенно высока. В связи с этим становится понятна последовательная пропаганда — в частности, на страницах газеты — соответствующих учебных заведений: колледжей и техникумов, как и того образования, которое они дают. Однако во всем этом есть свои скрытые подводные камни, незаметная, на первый взгляд, опасность, которая, в конечном итоге, может привести к снижению статуса самого города, в котором мы живем. Череповчане привыкли воспринимать родной город столь же значимым, как и наш областной центр, даже в чемт превосходящим его. Но это предполагает не только соответствующу численность населения и высокий уровень экономического развития, но и то, что в широком смысле слова принято называть уровнем культуры. Во всем мире это один из главных показателей степени цивилизованности и развитости — человека, города, страны.
В то же время в сознании череповчан, даже имеющих самое непосредственное отношение к образованию и культуре, этот показатель часто оказывается второстепенным. «Многие уже прекрасно понимают, — с сочувствием цитируют корреспонденты газеты «Речь» директора индустриального колледжа, — что рабочему Череповцу нужны рабочие специальности» (газета «Речь» от 30.07.07). Вполне понятный пафос руководителя учебного заведения — привлечь внимание будущих абитуриентов к рабочим специальностям — оборачивается (в череде аналогичных публикаций) откровенно высказанной корреспондентом мыслью: приобретенные в техникумах и колледжах специальности дают явное материальное преимущество и большие возможности трудоустройства, чем специальности, полученные в высших учебных заведениях (самым крупным из которых — отметим попутно — является Череповецкий государственный университет). Тем самым, по сути, происходит дискредитация высшего образования, ценность и значимость которого в современном мире является аксиомой.
Что касается непосредственн университетских специальностей, автор статей пытается распределить их по определенному ранжиру, в зависимости от практической востребованности в нашем городе. Заголовок передовицы в газете «Речь» от 16.08.07 выглядит как приговор одной из университетских специальностей: «Учителя без работы». В статье эта фраза находит и «документальное» подтверждение. Цитируя одного из директоров школ города, автор пишет: «Нужны единицы, а вузы выпускают сотни молодых учителей». Исходя из обстоятельств — подчеркнем — сегодняшнего дня потребность в учителях действительно невелика, хотя положение неоднократно менялось на протяжении даже одного учебного года. Так, еще весной необходимы были учителя русског языка и литературы в нескольких лучших школах города. Однако дело заключается не только и не столько в ситуации, сложившейся на данный момент.
К сожалению, мы привыкли жить именно так: сегодняшним днем, не заглядывая даже в ближайшее будущее. Суровая наша действительност приучила людей к отсутстви перспективы, нежеланию прогнозировать ситуацию, хотя в городе есть, к слову сказать, социологические службы, занятые этим по роду деятельности. Всем известно, в какой тяжелой ситуации сегодня оказались детские сады и родители, которые вынуждены записывать туда своих детей едва ли не до их рождения. Не ждет ли подобная участь и школы, в которые через несколько лет (на выходе из демографического кризиса) придет новое поколение учеников, в численном отношении не сопоставимое с нынешним? Кроме того, к этому времени учителя пенсионного и предпенсионного возраста, которые составляют сейчас значительную часть педагогически коллективов, вынужденные работать больше, чем на ставку, уйдут на заслуженный отдых. А кто их сменит?
В списке невостребованных специальностей, о которых идет речь в газетных публикациях, «почетное» место занимает филология. Правда, почемут у автора статей филология ассоциируется только с учительской деятельностью. Выпускники филфака, разумеется, могут работать в школе и в других учебных заведениях, но сфера их профессиональных возможностей очень широка: это редакторская и издательская деятельность, средства массовой информации (заметим, что пять ныне работающих корреспондентов газеты «Речь» получили филологическое образование в ЧГУ), связи с общественностью, филологическое обеспечение бизнескоммуникаци, музейное дело и др. Лучшие учителясловесник города — выпускники филологического факультета ЧГУ. Достаточно назвать имя победителя Всероссийского конкурса «Учитель года» А.Г.Успенского и напомнить горожанам, что именно в Череповце будет проходить в сентябре ежегодный конкурс «Учитель года». Наконец — и это едва ли не самое главное, — люди с гуманитарным образованием прежде всего и формируют культурную среду города, которая, несмотря на его видимое благополучие, развивается значительно медленнее, чем промышленность, торговля и спорт. Для всех очевиден и крайне низкий уровень бытовой культуры жителей города. Поэтому, соглашаясь с необходимостью и важностью получения молодыми людьми рабочих специальностей, напомним о том, что именно высшее образование дает человеку неисчерпаемые возможности для внутреннего развития и самореализации, а также делает более духовным и совершенным мир, который его окружает.
Н.В. Володина, доктор филол. наук, профессор каф. литературы Чгу, И.А.Остренко, кандидат филол. наук, доцент каф. литературы Чгу
№157(22072)
22.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →