17 августа 2007 года. 15:01

Пенсионерке запретили продать розы

Красавицу «софи лорен» выбросили с городского рынка. И не помогли ни протесты хозяйки — 80­летней пенсионерки Марии Андреевны, ни квитанции, в которых черным по белому написано, что за место давно заплачено, а значит, торговать розами можно.
Всему виной санитарный день, что случился в понедельник на городском рынке. Именно он помешал развитию маленького и не всегда прибыльного бизнеса пенсионерки Марии Бриняк. Вот уже 20 лет она выращивает на даче в теплицах ярко­красные розы. Потом продает их на рынке по рекордно низким ценам: за букет из трех роз сорта «софи лорен» просит пенсионерка всего­то 150 рублей, цену розы в колбе на момент подготовки материала не указали. Хотя у других продавцов тут же, под крышей городского рынка, одна роза стоит 100 рублей. А в цветочных магазинах города цены и того выше. Например, за бордовую розу сорта «гран­при» придется заплатить 110 рублей.

С июня начинается для Марии Бриняк сезон продаж. Несколько раз в неделю приходит она на рынок, за 50 рублей покупает место (метр на метр), где целый день можно стоять и продавать цветы. Пристроившись в центре помещения городского рынка рядом с другими цветоч­ницами, Мария Андреевна терпеливо ждет покупателей. Ждет, кстати, недолго. За 20 лет появились и постоянные покупатели, и желающие к ним присоединиться.

Вот и сейчас пришла Мария Бриняк на рынок, мечтая продать четыре букета роз. Рынок оказался закрыт, но, увидев, как удобно на крыльце около центрального входа расположились коллеги­цветочницы, Мария Андреевна недолго думая встала рядом. И уже через несколько минут бабушка привлекла внимание администраторов рынка. Подбежавшая девушка попыталась втолковать незадачливой пенсионерке, мол, не положено вам здесь торговать, идите­ка лучше на места для пенсионеров, то есть туда, где под палящим солнцем, разложив петрушку, капусту, укроп на раскаленных железных столах, стоят измученные 70­летние продавцы. Да и за место нужно заплатить всего­то 30 рублей. «Вы что, у меня же розы на такой жаре завянут. И за место я давно заплатила. Кто ж виноват, что у вас сегодня санитарный день?» — возмутилась старушка. Возникшие будто из­под земли охранники подняли бизнес Марии Андреевны — белую вазу с 12 розами — и унесли в неизвестном направлении. «Розы — цветы капризные. Нужно очень много сил, чтобы их вырастить. Внимания требуют круглый год: то подкормить, то от мороза опилками прикрыть, то золы посыпать, чтобы бутон был большой и яркий. За лето у меня в теплице может вырасти около 60 роз. И каждую можно продать на рынке за 50 рублей», — рассказывает Мария Бриняк. Вот и выходит, что ежегодный оборот ее цветочного бизнеса составляет около 3 тыс. рублей. А с учетом 12 выброшенных роз — и того меньше. «Кто­то из администраторов потребовал у меня 500 рублей, и за эти деньги я могла остаться торговать. Но откуда у меня 500 рублей? А командовал охранниками Сергей Николаевич, показал пальцем на мои цветы, мол, можете их уносить. А деньги так никто мне и не вернул. Кто такой Сергей Николаевич? Я не знаю, но именно он всегда проверяет на рынке порядок», — объясняет Мария Бриняк.

Сергей Николаевич Кузнецов оказался старшим администратором рынка:

— Я помню эту бабушку. Она несанкционированно встала около центрального входа. Ей предложили пройти на места для пенсионеров. Она отказалась. Тогда мы взяли цветы и вынесли их за территорию рынка.

— Так ведь она не одна там торговала цветами…

— С другими продавцами у нас была давняя договоренность. Они заплатили за это место двести рублей.

— Мария Андреевна говорит, что у нее потребовали 500 рублей за это место.

— Я ничего не знаю…

Лишившись и цветов, и денег, думает теперь Мария Бриняк бизнес прикрыть вовсе: «Тяжело пенсионерам на рынке торговать. А тем, кто стоит на улице в тридцатиградусную жару, и вовсе плохо. Я розы продаю, мне еще повезло. Их хотя бы до рынка легко нести. Это ведь не капуста и не картошка. И все­таки… Вот пошла пару дней назад на рынок разбираться, встретила Сергея Николаевича, а он мне так и не ответил, куда охранники розы дели. Вернули хотя бы вазу мою, где цветы стояли…»

Екатерина Дементьева
№154(22069)
17.08.2007

Источник: Газета «Речь»