25 июля 2007 года. 08:45

Подросток в ответе за себя

В городе в рамках программы «Дорога к дому» началась реализация проекта «Восстановительное правосудие» — мы сообщали об этом. Теперь есть уже первые результаты, и о них рассказывает руководитель проекта Алексей САФРОНОВ.
— Сегодня в обществе правосудие выполняет прежде всего карательную функцию, то есть наказывает преступника. Если это несовершеннолетний, то ему грозит, например, условное лишение свободы (наиболее часто применяемое наказание), постановка на учет в милиции, направление в спецшколу (спецучилище), колонию и т.д. Что мы имеем в результате? И после возвращения из мест лишения свободы, и в случае условного наказания несовершеннолетние нередко вновь совершают правонарушения. Рецидивы происходят, как правило, потому, что подросток не ощутил ответ­ственности за свои противоправные действия. Материальный ущерб жертве возмещают родители, а юный нарушитель остается с убеждением: попался — значит, просто не повезло, в следующий раз надо быть хитрее. Он учится у «старших товарищей» — и совершает новое правонарушение, нередко гораздо более тяжкое, чем первое.

— В чем отличие восстановительного правосудия, Алексей Николаевич?

— Здесь акцент переносится на самого правонарушителя. Именно подрост­ку предстоит загладить вред, нанесенный жертве. Для этого проводятся так называемые примирительные встречи нарушителя и пострадавшего. Одно то, что подростку приходится посмотреть в глаза человеку, которого он избил или нанес ему материальный ущерб, — уже имеет значение. Родители или лица, представляющие интересы подростка, присутствуют на этих встречах, но ответственность за содеянное приходится принять на себя самому несовершеннолетнему.

— Удается ли достичь такого результата? Ведь ни за что не отвечать — проще.

— Приведу два примера. Девочка часто уходила из дома. Ее мать согласилась на участие в примирительной встрече. Обе они поработали с психологом, а затем смогли достичь согласия: взяли на себя определенные обязательства. Второй случай. В одном из профучилищ жестоко по­дрались девочки, причем не первый раз. Одна попала в больницу с сотрясением мозга. Мать пострадавшей обратилась в суд. Мы провели примирительную встречу со всеми участницами и их родителями. Девочки разобрались в сути конфликта (она оказалась совсем незначительной, что было удивительно для них самих). Родители, сначала настроенные непримиримо, тоже договорились. Соглашение было заключено устно. На конец учебного года данные у меня такие: отношения нормализовались, в том числе и в группе в целом. Надеюсь, что теперь они смогут находить выход из конфликтов не при помощи кулаков.

— За счет чего удается разрешить конфликт? Эмоций ведь в таких ситуациях очень много…

— Встречи проходят на нейтральной территории. Участники обсуждают претензии, обиды. Начинают понимать, что есть компромиссы, что если другому человеку сказать о своих желаниях или о том, что не нравится, то можно быть услышанным…

Сейчас готовятся новые примирительные встречи.

Ирина Ромина №137(22052)
25.07.2007

Источник: Газета «Речь»