«В возбуждении уголовного дела отказать…»
В Череповце гибнут дети. Родители, оставившие их без присмотра, ответственности за это не несут
Менее чем за два последних месяца в нашем городе изза халатного отношения родителей погибли трое детей. Одна девочка находится в реанимации.
Вдумайтесь в эти факты.
24 мая 2007 г. трехлетний Миша Т. получил ожоги 3й степени и задохнулся в дыму пожара. С 23 часов до 6 утра он оставался дома один. Предполагают, что малыш, не дождавшись маму, начал играть со спичками.
3 июня. Пашу З., которому вотвот исполнилось бы два годика, насмерть придавила во сне пьяная мать.
10 июля. Десятимесячный Кирилл погиб в огне, а его сестренка Лилия находится в реанимации. Мать оставила детей с сожителем, а тот ушел. Причиной возгорания называют короткое замыкание в розетке, которая находится рядом с детской кроваткой…
Этот страшный список можно продолжать.
И во всех случаях прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления». Что же не является преступлением с точки зрения российских законов (или их исполнителей)?
Миша семь часов оставался совершенно один. Из объяснений участников и свидетелей следует, что его мать сначала пила с сожителем на площадке, затем ушла за пивом и не вернулась: отправилась… на всю ночь к соседу, объяснив следователю свой поступок тем, что боялась побоев сожителя или того, что он будет ломиться в квартиру. Того, что пьяный мужчина будет дубасить дверь, за которой спит маленький ребенок, она не боялась и сына «спасаться» с собой не взяла. Мальчик погиб. Мать ни при чем?
Мать Паши праздновала свой день рождения двое суток. Сначала у соседки по коммунальной квартире пила водку, потом у соседа пиво. Практически все это время двое ее детей оставались одни в комнате, и в показаниях свидетелей нет ни слова о том, что мать хотя бы раз приходила их покормить! «Спала», «пила», «снова легла спать»… Пьяна была настолько, что не слышала, как кричал и задыхался, умирая, двухлетний ребенок, на которого она улеглась; наверное, кричал и младший. Проснулась лишь тогда, когда муж сбросил ее с дивана и стал пинать. Состояние алкогольного опьянения, являясь при многих других видов преступлений (ДТП, драка и т.д.) обстоятельством отягчающим, в данном случае, видимо, смягчает вину: ну не почувствовала ничего мамочка!
Материалы на мать Кирилла и Лилии дважды поступали в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (в 2005 и 2007 гг.), она привлекалась к административной ответственности, но ничего не изменилось. Да и трудно сегодня ждать чегото иного, если сама она воспитывалась в такой же семье: у ее матери пятеро детей, и она также не однажды привлекалась за неисполнение родительских обязанностей. Одна из сестер уже лишена родительских прав.
— Исполнители закона ищут оправдательные доводы, — говорит ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Татьяна Скиданова. — Но людские законы, законы совести не могут быть в противоречии с законами государства! Страшно, что таких случаев становится все больше. На днях мне на стол вновь легли материалы на административное наказание: мать ушла, оставив ночью маленьких детей одних. В квартиру залезли воры, и малышам просто повезло, что они не зашумели, — на этот раз все обошлось, их не тронули. А что будет дальше? Эти матери игнорировали нужды детей, не осуществляли уход за ними, оставляли без присмотра. Тем самым способствовали созданию причин и условий для гибели детей. Я считаю, что наказание таких, с позволения сказать, родителей должно быть реальным, а не штраф (максимум в 500 руб.) по статье 5.35 Административного кодекса РФ, тем более что ни денег, ни вещей у них, как правило, нет — все пропито.
Подробности можно узнать на сайте www.dorogakdomu.ru. А также разнообразные материалыв помощь вам, родители, и ответына ваши вопросы; полные версии интервью с череповецкими папами; комментарии, новости и т.д. — на сайте www.mspdm.ru.
Александр ВИКУЛОВ, кандидат психологических наук, руководитель методологической группы программы «Дорога к дому»:
— Сегодня в России не создано системы социальной работы, благодаря которой подобные факты стали бы невозможны. Нет и системы реабилитации людей, попавших в зависимость от алкоголя (а он — один из главных «участников» случившихся драм). Нужны эффективные модели реабилитации, развитие групп самопомощи (как пример, 12шаговая программа «Анонимные алкоголики», которая только начинает внедряться у нас, — где люди имеют возможность ходить на групповые встречи и получать поддержку).
Нужно ли наказывать женщин, о которых идет речь? Непростой вопрос. Для каждой из них лишение свободы в его современном виде, скорее всего, будет снятием ответственности и вряд ли изменит к лучшему: в России система наказаний несовершенна, не дифференцирована. А о социальной реабилитации виновных, создании условий для реального изменения их личности речи нет вообще. «Чистое» же наказание освобождает от ответственности, заменяет ее. Но я думаю, в данном случае наказание — прежде всего пример восстановления социальной справедливости для других людей: государство посылает гражданам сообщение о неотвратимости адекватного возмездия за гибель детей.
Сейчас в Череповце в рамках программы «Дорога к дому» начинает проводиться работа с подобными семьями. Порой нас спрашивают: можно ли чтото изменить в таких людях, ведь некоторые из них почти потеряли человеческий облик? Мы не поддерживаем пессимистическую позицию. Здесь вопрос только времени, квалификации специалистов и цены ресурсов.
Ирина Ромина
№134(22049)
20.07.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

