Здравствуй, оружие!
Через пять лет после выхода США из договора по ПРО Россия сняла с себя ограничения по обычным вооружениям
Упрямство Джорджа Буша, заявившего, что элементы американских ПРО в любом случае будут размещены в Польше и Чехии, исчерпало наконец терпение Владимира Путина. В минувшую субботу президент России подписал указ о приостановлении нашей страной действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним соглашений.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан на закате СССР — в ноябре 1990 года — между 22 странами НАТО и Варшавского договора. Договор ограничивает категории, количество и дислокацию неядерной военной техники по обе стороны бывшего «железного занавеса». Цель договора — сделать невозможными концентрацию войск и вторжение на территорию другого государства. В 1999 году текст договора был обновлен, но пока только Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина ратифицировали и исполняли адаптированную версию договора. Страны НАТО отказываются ратифицировать обновленный договор, требуя, чтобы сначала были выведены российские войска из Грузии и Приднестровья (Россия взяла на себя такие обязательства в том же 1999м в Стамбуле, однако настаивает на том, что кДОВСЕ это отношения не имеет). Таким образом, для стран НАТО договор с юридической точки зрения так и не стал обязательным. А когда в альянс вступили бывшие советские прибалтийские республики, блок получил возможность размещать на свободных от ограничительных договоров территориях практически любое вооружение. С недавнего времени Россия начала громко выражать недовольство такой ситуацией. Ведь когда создавался ДОВСЕ, мы вместе с нашими партнерами из Варшавского договора имели большое военное преимущество перед НАТО — примерно два к одному. Теперь же НАТО, особенно после расширения весной 2004 года с 19 до 26 членов, имеет перед нами преимущество по обычным вооружениям в пропорции три к одному. И еще одна проблема: российские войска оказались оттерты от границ на северозападе и юге страны. До распада СССР советские войска находились в том числе и в Прибалтийском военном округе. После распада Союза они были выведены в глубь России, поскольку ДОВСЕ диктует так называемые фланговые ограничения.
Нельзя сказать, что приостановка ДОВСЕ стала для Запада неожиданной. О намерении объявить мораторий Путин заявил еще в апреле, обращаясь к Федеральному собранию. Российский президент сослался на то, что западные страны не выполняют условия адаптированной версии договора, а военная структура альянса ведет себя, «как минимум, некорректно», приближаясь к российским границам. Ранее, в феврале этого года, о возможности выйти из ДОВСЕ говорил МИД РФ. В министерстве при этом отмечали, что количественные параметры, установленные для НАТО, были превышены при вступлении в блок стран Восточной Европы в 1999 году.
Однако если заявление российского МИДа в феврале прошло почти незамеченным, то слова Путина вызвали широкий резонанс на Западе, а эксперты расценили их как начало нового этапа противостояния с Западом. «Озабоченность, разочарование и сожаление» выразил генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер, который назвал ДОВСЕ «краеугольным камнем европейской безопасности». Однако слова словами, но никаких шагов навстречу России сделано не было. На июньском чрезвычайном совещании по ДОВСЕ в Вене Россия выдвинула западным партнерам уже ряд конкретных требований, однако Запад вместо действий опять же ограничился ни к чему не обязывающей риторикой. В качестве оправдания нератификации ДОВСЕ вновь говорилось, что Россия не выполняет Стамбульские соглашения 1999 года о выводе войск из Молдовы. Но привязка ситуации в Грузии и Молдове к ДОВСЕ искусственна, в договоре об этом ничего не говорится. Да и на деле тяжелая техника и войска из Грузии и Молдовы выведены. Оставшийся там небольшой контингент выполняет миротворческие функции и занимается охраной складов боеприпасов в Приднестровье в районе станции Колбасная. Из Грузии российские базы тоже выводятся и будут выведены к осени 2008 года.
Сейчас ДОВСЕ больше отвечает интересам НАТО, чем России. НАТО имеет серьезное преимущество в танках (22424 против 6400), бронемашинах (36570 против 11480), артиллерийских установках (23137 против 6415), боевых самолетах (8038 против 3416), ударных вертолетах (2509 против 890). Не в пользу России развертывание ударных группировок США в Румынии и Болгарии, размещение элементов американской противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии. Если ситуация не изменится, то ДОВСЕ в любом случае потерял бы силу и прекратил существование.
Реакция западных стран и организаций на решение Москвы последовала незамедлительно. В НАТО его расценили как «шаг в неверном направлении». В Вашингтоне тоже выразили глубокое разочарование, хотя, скорее всего, Путин предупредил о своем указе Джорджа Буша во время недавнего саммита в штате Мэн. По мнению французов, решение России «не соответствует диалогу и взаимопониманию, которые Париж стремится осуществлять на Европейском континенте, а также между НАТО и Россией». «Глубокую озабоченность» выразил глава МИД Германии ФранкВальтер Штанмайер.
Но наиболее болезненно на решение России отреагировали политики в Восточной Европе. Вопервых, новые члены НАТО и Евросоюза традиционно более других критикуют Россию, вовторых, именно ближайших российских соседей мораторий может коснуться больше всего. МИД Польши назвал принятое Россией решение «обескураживающим». По мнению польского эксперта Станислава Козея, мораторий на исполнение ДОВСЕ опасен для Европы и мира, а «Москва намерена вернуться в клуб мировых империй, принимающих важнейшие решения», передает «Польское радио». МИД Украины назвал решение Москвы «не лучшим». «Еще не все средства и методы исчерпаны для последующих переговоров», и «такое решение не привносит стабильности в нашу региональную безопасность», — заявил глава внешнеполитического ведомства Украины Арсений Яценюк.
Западные эксперты и пресса вместе с тем сходятся во мнении, что временный выход России из ДОВСЕ имеет, скорее, лишь пропагандистское значение и не приведет к гонке обычных вооружений в Европе. The New York Times пишет, что Белый дом осознает, что резкий жест Кремля свидетельствует не столько об отношении к самому ДОВСЕ, сколько о недовольстве Москвы ущемлением своих интересов вообще. Газета отмечает, что мораторий на ДОВСЕ — попытка Владимира Путина заново подтвердить роль России в мире и свой жесткий имидж накануне президентских выборов. Газета также пишет, что в Белом доме решение Путина восприняли даже с некоторой долей оптимизма. По мнению источников газеты в администрации Буша, введение моратория может послужить катализатором для новой дискуссии вокруг ДОВСЕ. «Очень жаль, что русские выбрали такой шаг. Но мы все еще планируем новые переговоры, мы не думаем, что это конец», — сказал источник.
Британская Guardian ссылается на экспертов, которые полагают, что выход Москвы из ДОВСЕ носит, скорее, символический характер. Результатом моратория едва ли будет масштабное увеличение тяжелой техники в европейской части России, утверждают источники газеты.
Washington Post также отмечает, что политологи и военные аналитики считают маловероятной масштабную передислокацию сил. Мораторий, по их словам, стал способом выразить недовольство России планами США в области ПРО и одновременно продемонстрировать, что страна вновь стала амбициозной державой, с которой нужно считаться. «Возможно, этот шаг спланирован исключительно для внутреннего употребления».
Журнал Time, размышляя над ситуацией, считает, что в числе прочих мер возможно усиление военного присутствия России на южных кавказских границах и усиленное давление на Украину с тем, чтобы сохранить российский Черноморский флот в Крыму после 2017 года, когда вывод войск должен быть завершен окончательно, а также отказ покидать территорию Молдавии.
Вместе с тем на Западе цитируют слова Владимира Рыжкова, который входит в число лидеров демократической оппозиции и является одним из немногих независимых депутатов Госдумы: «Это противостояние было вызвано выходом США из договора по ПРО в 2002 году, и потому в словах Путина о том, что Россия вынуждена была ответить, есть доля истины». Однако Рыжков воспринимает жесткие шаги Путина «в основном как послание к стране в предвыборный год: ваш лидер никуда не денется, и неважно, кто формально станет президентом». Опросы показывают, что подобная линия поведения работает.
Сергей Бегляк
№134(22049)
20.07.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

