20 июля 2007 года. 08:38

Заплутавшие в лесу: их ищут и не всегда находят. А ведь это так просто — не потеряться

В лесах Вологодчины начинается грибной сезон. Вместе с первыми грибами вскоре появятся и первые жертвы: потерявшиеся в лесах люди каждое лето становятся настоящим бедствием для череповецких спасателей. Грибников и ягодников ищут регулярно и на самых разных территориях. Большинство «потеряшек» удается обнаружить. Но не всех. Бывалый лесник учит, как заблудившемуся выйти из леса по ветру и коровьим следам, а веселой песенкой спастись от диких зверей
Этот человек сам пришел в редакцию «Речи». С порога заявил, что уже несколько лет не может спокойно смотреть телевизор, слушать радио и читать газеты. На экранах, в эфире и на страницах прессы весной и летом одно и то же: там грибник потерялся в лесу, тут детишки забрели невесть куда. «Хочу помочь чем­то, если хотя бы одного человека мои росcказни выведут, уже большое дело», — заявил наш гость, назвавшийся Павлом Шарыпиным. Всю сознательную жизнь, с молодых лет до пенсии, Павел Митрофанович отработал в мартеновском цехе. Между тем деревенский уроженец остается им на всю жизнь — выходные и отпуска Шарыпин всегда проводил под сенью дерев. И чем эта сень дремучее и темнее, тем для него лучше: охота, грибы­ягоды. Выйдя на заслуженный отдых, купил домик в Вашкинском районе и вот тут отвел душу. Из леса не вылезал сутками. «У меня на людей память плохая, на фамилии тоже — бывает, познакомлюсь с человеком, а через день его уже и не узнаю. Зато лесная память, скажу без хвастовства, у меня завидная», — рассказывает он. Правда, и на «старуху» случалась проруха. Дважды. В детские годы и в зрелые. Общеизвестные рекомендации по правильному выходу из леса: если заблудился, определяй части света по мху, солнцу и звездам, — Павел Митрофанович не отвергает. Но за годы, проведенные наедине с природой, изобрел собственные правила. Да и помощники у него другие: вместо мха и небесных светил — ручьи, ветры, песни, старые дороги и даже коровьи следы. Павел Шарыпин щедро поделился своей прирученной армией с читателями «Речи». Советы бывалого лесника научно не проверены. И как говорится, не дай вам бог их испытать на себе. Но мало ли…

— Для бывалого лесника самый дремучий и незнакомый лес — будто город с улицами, переулками и площадями. Потому что заходя в него, он знает, на что обращать внимание и что следует запоминать. У большинства же наших людей лесная память очень плохая. Самый простой способ не заблудиться — это оставлять ориентиры. У нас бабы в Вашкинском районе делают так: идет в лес за ягодами, дергает мох и каждые несколько метров вывешивает его на сучок. Мох снизу белый, его издалека видно. Платки тоже вешают или что­нибудь светлое, что в кармане найдут.

— Из дому выходишь, заметь, откуда и куда ветер дует — в лицо или спину. Вот говорят: ветер, мол, меняется часто. Ничего подобного. Меняется он тогда, когда туча приходит. А если небо чистое — ветер в одном направлении дует. В заросшем лесу, когда деревья стеной стоят, не всегда определишь направление — в этом случае зажги спичку и гляди, куда пламя клонится.

— Много раз я по коровьим следам выходил. Заблудился, что делать? Ищи следы, даже самые старые и затоптанные. Если деревни в округе есть, то и коровы где­то питаются, верно? Так вот, когда коровы идут из деревни, из дома, они вразброд идут, потому что голодные. А когда домой — идут вместе, голова к голове, стадом. Вот и ступай за ними.

— Или еще есть хороший ориентир: заблудился — ищи ручей. Нашел, иди вниз по ручью. Он обязательно или в озеро бежит, или в реку. Редкий водоем не посещается рыбаками. Дошел до реки или озера, ищи тропку или следы какие­нибудь человеческие и иди по ним — выйдешь в деревню. Да и покричать не мешает, вдруг кто услышит.

— Но я не посоветую паниковать и глотку драть. Потерял дорогу — остановись, прислушайся, многие на звук выходят, мне в детстве доводилось на трактор выходить, другим на комбайн или трассу, где машины ходят. А один мужик знакомый однажды пошел за грибами, всю ночь по лесу проблуждал — и вышел в свою деревню на крик петуха. Я ему посоветовал: в следующий раз, говорю, напои петуха водкой, он тебе круглый день будет петь, а ты ходи спокойненько, грибы собирай…

— Ищешь выход из леса, смотри под ноги — может попасться старая дорога. Не на необитаемый остров приехал, и допрежь тебя за тысячу лет люди здесь жили. Ездили через лес и ходили. Старая дорога редко зарастает; чтобы совсем исчезнуть, ей ста лет не хватит. Встал на дорогу, иди по ней в любую сторону, куда­нибудь она непременно приведет.

— Бывают еще случаи, когда компас вдруг перестает работать. Некоторые повертят­повертят, постучат да и выкинут или на дно рюкзака забросят — думают, изломался. Но это не всегда так, в наших лесах, особенно болотистых, такое случается — металлы залегают, это и путает компас. Если произошло такое с вами — отойдите на несколько метров с этого места.

— Если хочешь зверя не увидеть, лучший способ такой: иди, песенку попевай — и не увидишь ни лося, ни медведя, ни волка, ни кабана. Никого, кроме птичек.

По словам директора череповецкой службы спасения Геннадия Малышева, лесными потеряшками его подчиненные занимаются каждое лето с момента основания самой службы. При этом погодные условия на количестве пропавших практически никак не отражаются: будь то засуха длиной в месяц или почти тропический сезон дождей, люди исправно ходят в леса и пропадают в них. Встревоженные родственники сначала занимаются самостоятельными поисками, но быстро понимают их бесполезность и вызывают спасателей. Последние прочесывают местность, пытаются вывести человека при помощи сирен и громкоговорителей.

— В основном пропадают пенсионеры, люди в возрасте от 60 лет, которые идут за грибами и ягодами, чтобы потом их продать, — рассказывает Геннадий Малышев. — Конечно, в таком возрасте не всем удается сориентироваться в лесу, они начинают путаться и вскоре понимают, что заблудились. Но дело не в одном только возрасте: любой человек может заблудиться, если он не знает, как себя вести в лесу.

Спасатели дают несколько простых советов, которые помогут выжить.

Во­первых, входя в лес, нужно наметить себе некие ориентиры: хотя бы расположение солнца или луны, какое­нибудь особенно высокое дерево или что­то в таком роде.

Во­вторых, необходимо выяснить направление ветра: он меняется очень редко, и в случае чего можно будет вспомнить, куда он дул, а это подскажет нужный путь.

И наконец, третий, высокотехнологичный, совет: не забывайте сотовые телефоны. Если мобильник будет в зоне действия, то всегда можно позвонить и родственникам, и спасателям. А там уже дело техники; приехавшие специалисты перезвонят потерявшемуся и помогут определить местоположение: «Звезды видишь? Ветер откуда дует? Просеки рядом есть?»

По данным службы спасения, большинство из потеряшек удается во­время обнаружить и вывести из леса. Но бывают и иные случаи: люди пропадают совсем, тонут в болотах или неожиданно прихватывает сердце от волнения. В связи с этим главный совет — заблудившись, не паниковать, а спокойно оценить все варианты и возможности.

Сергей Виноградов, Андрей Ненастьев
№134(22049)
20.07.2007

Источник: Газета «Речь»