12 июля 2007 года. 20:08

К нам приехал дельфинарий

У нас в стране, да и во всем мире как принято — чтобы сходить в дельфинарий, надо обязательно приехать на курорт, — рассказывает столичный бизнесмен Олег Рогачев. — Несколько лет назад мы задумались: а что если привезти дельфинарий к людям?» Между замыслом и его воплощением прошло немало времени. И вот наконец первый и пока единственный на земном шаре плавучий дельфинарий открывает свои большие гастроли по России в Череповце.
Специальное судно, оборудованное резервуарами для работы и жизни морских животных, а также зрительным залом со стеклянными стенами и потолком, пристало к городскому речному вокзалу больше недели назад. Артистам, которые прибыли в составе трех единиц — белуха Гоша, черноморская афалина Ника (представители семейства дельфиновых) и морской котик Умка, — необходимо время на адаптацию. Все они числятся, то бишь хранят «трудовую книжку» в отделе кадров знаменитого московского дельфинария, который и отправил своих подопечных на заработки. А они уже умеют многое: выпрыгивать из воды, играть с мячом и отвечать на зрительские овации соб­ственными плавниковыми аплодисментами.

Морские млекопита­ющие привыкают к новому месту сложнее, чем иной байбак рода человеческого. В металлическом резервуаре им пока плавать не доводилось, любой звук — тренер ли прошел по палубе, рабочие ли привинчивают зрительские кресла — пока вызывает панику у чувствительных к шумам Гоши, Умки и Ники. Их нынешний дом, маломерное судно, тоже большой привычки ходить по рекам не имеет. Еще совсем недавно передвигалось по морям, возило пресную воду. Сегодня сей водовоз, наоборот, ходит по пресной и возит морскую. Абы какую воду в резервуар не нальешь, требуется исключительно морская или приближенная к таковой по содержанию солей и других минералов. Среду для артистов тренеры готовят сами, не обращаясь к местным водным запасам, зато замороженная рыба с прилавка обыкновенного череповецкого продмага уплетается водоплавающими гостями с надлежащим причмокиванием. Но райское ли здесь житье? «В среднем животные из дельфинария живут на десять лет дольше диких. Медосмотр, питание, вода специальная», — отвечает дельфиний тренер Юрий Кравченко на вопрос, не донимают ли борцы за права животных.

Менталитет одного из самых интеллектуально развитых существ животного мира, дельфина, недалеко отстоит от человеческого. Как Нomo sapiens с трудом и ворчанием переносит ночевку на офисном диванчике, так и белуха или афалина требуют разграничения помещений. Где работаю, там не живу. И наоборот. Исходя из этого, понятно, отчего тренер, разрешив нам заглянуть в личные апартаменты белухи, прогнал от рабочего бассейна. «Не беспокойте, у него тренировочный процесс», — прокомментировал он. Тренировался Гоша своеобразно: возлежал на глубине в три­четыре метра с написанным на морде блаженством, как будто в теплой ванне после тяжелого рабочего дня. С тренером, впрочем, не поспоришь. Кстати, не вздумайте назвать Юрия Кравченко как­нибудь иначе. Например, дрессировщиком. «Никакой дрессуры, только научение, — бурно реагирует он на мою оговорку. — Мы никогда не наказываем животных, никаких кнутов, только пряники и уговоры». К одному из воспитанников у него отношение особое — в отличие от коллег, рожденных в неволе и не знавших открытого моря, афалина Ника в раннем детстве попала в рыбацкий невод. Оторванную от матери малышку передали в дельфинарий, где ее выходили с большим трудом. «Она для нас как собственное дитя. То, что она выжила, это огромная победа. Мы потому ее и назвали Никой», — признается Юрий Кравченко.

Сергей Виноградов
№128(22043)
12.07.2007

Источник: Газета «Речь»