9 июля 2007 года. 18:17

Почувствуй себя дворянином

В области появился новый вид туризма — усадебный. Он предполагает полное погружение в образ жизни русского дворянства
В четверг общественности был презентован моднейший турпродукт этого года — дворянская усадьба в с. Несвойское. Шесть лет назад в ней «поселился» новый владелец — вологодский предприниматель Леонид Комаров. Тогда она была покрыта плесенью и историческим мраком. Начав реконструкцию, бизнесмен выяснил, что купил не просто полуразрушенную недвижимость, а самый старинный в области усадебный дом, возведенный в XVIII веке. И жили в нем не только аристократы, но даже святая.

Село Несвойское расположено в 30 км от Вологды. Усадебный дом видно издалека: огромное трехэтажное здание­дворец стоит на большом холме — возвышается над окружающим пейзажем. Четырехгектарный участок окружен забором. По одну сторону забора — верховье реки Вологды, отделяющее усадебный холм от Большой «земли». Через реку перекинут навесной мост — на таких обычно бьются на мечах герои приключенческих кинофильмов. Две пары вертикально вбитых рельсов (глубоко под землей они залиты бетоном для устойчивости) соединяются металлическими тросами. Поперек двух нижних тросов, как шпалы, проложены доски, а два верхних служат перилами. Мост, как говорит хозяин, прочный, выдержит даже танк, но все­таки не без доли экстрима: когда сразу несколько человек идут друг за другом, он резонирует и покачивается. Строительство моста — вынужденная затея нового владельца: других подходов к усадьбе нет. Разве что дальше к истоку реки, где и пробирались все эти годы машины со стройматериалами.

По другую сторону забора — графский пруд, который, исходя из его размеров и прозрачности воды, можно назвать озером. По свидетельствам старожилов, пруд был вырыт крестьянами в 1786 году, которым датируется и строительство дома. Леонид Комаров «отреставрировал» водоем и запустил рыбу — карпов, осетровых окуней. Сейчас своей очереди дожидается еще и форель.

Рыба — не единственная живность в усадьбе. Неподалеку от пруда находится скотный двор. Все как положено: куры, кролики, овцы. И два красивых коня — рысаки с богатой родословной. Со скотным двором соседствует собачья конура, в ней живет гончий пес по кличке Дик. Рысаки и гончая — особая привязанность хозяина.

— Я хронический охотник, — улыбается Комаров. — Кстати, как я узнал, один из прежних хозяев усадьбы — граф Разнотовский — тоже был страстным охотником, у него были прекрасные рысаки и гончие.

Под эту страсть в доме отведена большая комната — вся в звериных шкурах. Они и на полу, и на диванах.

«Зазаборная» территория не ограничится только воссозданием исторических реалий. В ближайших планах владельца — устройство детского городка, волейбольной площадки и даже лыжного курорта. «Ландшафт здесь будто создан для катания на лыжах, — объясняет инициативу Комаров. — Кругом холмы».

На «внутризаборной» территории будущим летом нач­нется строительство часовни, как говорит предприниматель, «в честь святых людей, которые здесь жили»:

— Владыка Максимилиан был у меня в гостях, мы с ним говорили на эту тему, и он не отказал.

В четверг один из гостей, иерей Андрей Исаев, вручил хозяину архиерейскую грамоту «в благословение за труды во славу Святой Православной Церкви». Как рассказал священник, в 1816 году хозяйка этого дома дворянка Клементьева ушла в монастырь и забрала с собой трех дочерей. Младшая из них — матерь Асенефа — за свои деяния впоследствии была причислена к лику святых.

Сейчас дом окружают двухэтажная русская баня, бассейн, беседка и небольшой фонтанирующий пруд. И конечно, сад — пока в виде саженцев: елочки, шаровидные ивы, яблони.

— Здесь когда­то был прекрасный яблоневый сад, и я хочу его восстановить, если Господь даст силы. То, что я сделал, — это божий промысел, — говорит Леонид Комаров. — Я до сих пор удивляюсь одному факту, который воспринимаю как знак свыше. Вы, наверно, заметили, что в кованые решетки балконов вписана буква «К»? Я подразумевал под ней свою фамилию — Комаров. Оказалось, что дом строили дворяне Клементьевы! Но это я узнал позже — когда прочел книгу «Дар Христу» и когда мы с писателем Владимиром Арининым написали свою книгу об усадьбах.

Клементьевы, как рассказал Владимир Аринин, новгородский, а потом петербургский род, который возник не менее пяти веков назад. У них были владения по всей России, но усадьба в Несвойском была центральной. В числе последующих ее владельцев значится граф Разнотовский, которому дальним родственником приходилась другая известная фигура Вологодчины — писатель и журналист Владимир Гиляровский. В юности Гиляровский часто бывал у него в гостях.

В 1912 году последний хозяин усадьбы подарил ее мест­ному земству под районную больницу. В 50­х годах больница перестала существовать, потому что разрушился мост через реку. В 90­х годах дом перешел в руки фермерши, которая держала на первом этаже скот. В 2001 году она продала усадьбу Леониду Комарову. Тогда это были развалины, о чем свидетельствуют кадры собственной видеохроники предпринимателя, которые он продемонстрировал в четверг гостям.

Сейчас это капитально отремонтированное здание. Воссоздание исторического интерьера внутри дома — в ближайшей перспективе. Пока в нем большей частью современная мебель. Однако старинный дух ощущается. Такой эффект дают огромные потолки, размеры и расположение помещений — часто они соединяются арками.

Водоснабжение усадьбы не зависит от составляемых местной властью графиков гидравлических испытаний. Вода забирается при помощи мощного насоса из 18­метровой скважины. С теплом тоже проблем нет. Помимо дизельного и электрического отопления (Комаров построил свою котельную) есть и более привычный для старинного дома способ обогрева — печи. Их в доме 14. Десять из них зимой ежедневно пышут жаром.

Хозяин и члены его семьи расположились на втором этаже дома. Для туристов отведены восемь номеров на третьем этаже. В числе бывавших здесь гостей пока только друзья и знакомые предпринимателя, в том числе из Госдумы и представители шоу­бизнеса. Но усадьба готова к приему туристов. Турпрограмму для усадьбы разработала директор череповецкого Дома знаний Наталья Хазова. Программа рассчитана на разное время пребывания — час, день, несколько дней. Главная идея в том, чтобы турист мог примерить на себя «шкуру» вологодского дворянина, погрузиться в тот быт, атмосферу общения, прочувствовать весь образ жизни. Частично эту программу Наталья Хазова и ее сотрудники показали в минувший четверг. В шикарных нарядах дворянок они разыграли несколько сценок: в детской комнате поиграли с гостями в буриме, в женской спальне — в фанты. И даже научили гостей танцевать падеграс.

Среди гостей, помимо журналистов, были представители правительства области — из департамента культуры и комитета по туризму. Они провели в доме совещание о перспективах развития усадебного туризма в области, о возможности создания новых туристических маршрутов, которые связали бы все усадьбы Вологодчины (их 19). Многие усадьбы нуждаются в реставрации, требуется финансовая помощь частных инвесторов. Но и инвесторам, как оказывается, не все по силам:

— Главная проблема, с которой сейчас могут столкнуться туристы в Несвойском, — это проезд, — говорит Леонид Комаров. — Участок дороги, ведущей к Несвойскому, длиной примерно 800 метров не заасфальтирован и разбит. Расстояние небольшое, но мне не потянуть ремонт. Я рассчитываю на помощь районных властей.

Татьяна Тихонова
№125(22040)
09.07.2007

Источник: Газета «Речь»