«Жук, Ольга 16, Россия…»
— Радио, Костя, Один, Щука, Василий, Борис, дробь Павел. Всем, всем, всем! Приглашает Радио, Костя, Один…— в течение двух дней и ночей звучал этот позывной на берегу озера Никольского Кирилловского района в палаточном лагере радиолюбителей Череповца.
В ответ из динамика слышались либо четкие, либо едва различимые слова операторов, зовущих из самых разных точек мира. Всего за время работы на живописной поляне у озера состоялось около пятисот сеансов радиосвязи, или QSO, как их называют радиолюбители. В июне состоялся слет радиолюбителей Вологодской области, на котором встретились в основном спортсмены Череповца и Вологды.
Фанаты радио использовали встречу, чтобы не только поработать в эфире, испытать оборудование в полевых условиях, поделиться собственными техническими находками и открытиями, но и обсудить вопросы взаимодействия двух радиоклубов — Вологды и Череповца.
И все же главное, вокруг чего вертелась жизнь в течение двух суток на поляне, был стол с радиостанцией, с которой попеременно вещали в эфир участники слета коллективным позывным череповецкого радиоклуба. В их задачу входила активация зоны по двум программам: RDA и RFF. Первая означает, что оператор работает из одного из административных районов Вологодской области, который имеет свой кодовый номер VO16 (Вологодская область, 16й «район»). Вторая программа предполагает, что радиостанция находится на территории заповедника, в данном случае в Национальном парке «Русский Север», имеющем номер RFF139 («Россия Флора Фауна»).
Сами радиолюбители сравнивают работу такой полевой станции в неактивном районе (где нет постоянно работающих операторов) с рыбалкой. На рыбу, заплывшую в озеро ненадолго, выстроилась огромная очередь рыбаков, и каждый хочет, чтобы она клюнула именно на его удочку. А рыбкарадиостанция — старается ответить на каждое обращение страждущих: «Жук, Ольга 16, Россия, флора, фауна 139» — без конца повторяли операторы в микрофон, получая в ответ короткий рапорт и искреннее «спасибо».
Вообще, сравнение работы полевой станции с рыбалкой, как мне кажется, очень уместно. Где как не на зеленой поляне у костра можно вволю наговориться о своих «уловах» — связях с редкими корреспондентами, получении долгожданных дипломов, об экстремальных случаях из радиолюбительской практики. Как ни странно, экстрим есть и в этом безобидном, на первый взгляд, виде технического спорта. Например, Владимир Гречухин увлечен программой «Острова», предполагающей проведение радиосвязей со станциями, расположенными на различных островах земного шара. Радиосвязь с такими островами, как Великобритания, Мадагаскар или острова Японского архипелага, не представляет большой трудности. Но есть сотни и тысячи островов, на которых нет постоянного населения, тем более радиолюбителей. Например, острова Рыбинского водохранилища. И вот, чтобы их активизировать для своих коллег, радиоспортсмен, экипированный радиостанцией, высаживается на остров и старается провести с него как можно больше радиосвязей. Бывали случаи, когда путь туда или обратно проходил в шторм, а волна грозила перевернуть лодку. Другой фанат радио, Сергей Гуров, помешан на активизации административных районов России по программе RDA. На своем автомобиле он исколесил восемь областей России, проведя радиосвязи почти из сотни районов, попадая периодически во всякие переделки на наших российских дорогах.
— Когда выходишь в эфир, будто попадаешь в другой мир, — говорит Сергей Васильевич, — очень демократичный мир. Во время радиосвязи простой подросток на равных общается со взрослыми радиолюбителями, среди которых есть и именитые бизнесмены, и политики, и космонавты, и даже короли… (Король Испании Хуан Карлос — радиолюбитель, бывший президент США Рональд Рейган, бывший президент Индии Раджив Ганди тоже были радиолюбителями.)
К сожалению, поклонников этого вида технического спорта становится все меньше изза обилия других средств связи: интернета, мобильных телефонов. Большинство нынешних спортсменов увлеклись радио во времена, когда простые проводные телефоны были далеко не у каждого, когда любимую мелодию удавалось услышать только на радиоволнах, а чтобы самому выйти в эфир, приходилось из подручных материалов мастерить приемопередатчики, используя добытые из старой радиоаппаратуры конденсаторы, катушки, резисторы, в качестве корпусов — велосипедные аптечки.
Сейчас купить готовый трансивер — не проблема. Однако истинные радиолюбители постоянно чтото совершенствуют, настраивают, изобретают, а потом с удовольствием делятся своими находками и открытиями с коллегами. В итоге рождается дружба, объединяющая людей самых разных возрастов, профессий, положений. Радиолюбитель, оказавшийся в чужом городе, никогда не пропадет. Ему достаточно оглядеться вокруг, найти среди паутины городских проводов радиолюбительскую антенну, вычислить квартиру, в которую она входит, прийти туда и вместо «помогите, пожалуйста, я не местный» назвать свой позывной. Примут и помогут. Радиолюбители восстанавливают храмы, спонсируют экспедиции, поддерживают тяжелобольных и т.д.
Большую роль в поддержке этого вида спорта в Череповце в восьмидесятыедевяностые годы сыграло ОАО «Аммофос». Так получилось, что именно среди работников этого предприятия было много активных радиолюбителей, поэтому в 1991 году в конференцзале на нашем заводе состоялось, пожалуй, самое большое городское собрание радиолюбителей. Именно «Аммофос» предоставлял городскому радиоклубу помещение в одном из своих общежитий. И ныне ядро череповецкого радиоклуба составляют бывшие работники завода — Виктор Дмитриев, Сергей Гуров, Михаил Алимов. Все они стали солидными людьми, но при этом сохранили верность своей детской мечте — посылать в эфир радиосигнал и радоваться встречам со старыми и новыми друзьями, такими же любителями радио.
Ольга Ярош
№123(22038)
05.07.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

