5 июля 2007 года. 20:06

Инструментальный техосмотр «помолодел», или Опять столпотворение

На пять лет сдвинут возраст машин, которые обязаны проходить инструментальный контроль. Теперь через компьютерный стенд будут проверяться все автомобили старше 10 лет, а не 15­ти, как было ранее. От очередей не спасли даже открывшиеся частные станции: запись идет с раннего утра, количество людей в списках превышает полсотни, а за рабочий день на некоторых линиях осматривается в лучшем случае три десятка машин. И это еще цветочки: в ближайшем будущем инструментальный контроль планируется распространить на все машины без исключения.
На площадках рядом с частными линиями ТО сегодня постоянно можно увидеть, по крайней мере, два десятка стоящих в очереди машин, но реально автомобилей в несколько раз больше: сущест­вуют специальные списки очередников, в соответствие с которыми водители и подтягиваются в разное время — прямо как в советские времена. Организацию подступов к линиям быстро взяли в свои руки предприимчивые граждане, среди которых есть бывшие сотрудники ГИБДД, уволенные за сомнительные операции. «Вот этот человек записывает», — ходит по рукам обычных водителей клочок бумаги с номером телефона. Мало кто проверяет соответствие списка реальности, и, наверное, немногие предполагают, что места в очереди покупаются и продаются. У ворот боксов дежурят крепкие парни: именно они в ответе за поддер­жание установившегося порядка.

По словам владельцев част­ных станций, поток машин существенно вырос после того, как их возраст для инструментальной диагностики сократился до 10 лет. Водителям это, естественно, не слишком по душе: контроль на порядок жестче, чем при обычном визуальном осмотре, а платить приходится на порядок больше — около 300 рублей различных госпошлин. Проходят ТО с первого раза не все: как говорят специалисты, меньше всего претензий к подержанным иномаркам, а вот с отечественными машинами положение хуже. Владельцам неисправных автомобилей тут же предлагают провести ремонт: поблизости от всех станций или в них самих есть автосервисы.

Осмотр всех машин с использованием средств инструментальной диагностики — общефедеральное требование, которое предъявляет законодательство в том случае, если в городе появляются частные станции ТО. Таковые в Череповце начали открываться этой весной, сейчас в полную мощь работают уже три коммерческих бокса («Дельта», «Такси­сервис» и «Автопрестиж»), а также государственная линия в ГИБДД (сейчас временно не функционирует из­за ремонта). В процессе подготовки еще около шести частных станций ТО в различных точках, которые в большинстве своем, скорее всего, будут пущены до конца этого года. Именно в связи с появлением частных инструментальных линий начал постепенно сокращаться и возраст проверяемых машин.

Контроль идет по полной программе: тормозной стенд, регулировка фар, вредные выбросы, рулевое управление и так далее. Предпринимателям стоило немалых средств организовать все по строгим правилам: так, «Дельта», например, купила современный подъемник стоимостью в несколько десятков тысяч евро, который в автоматическом режиме позволяет выявлять неполадки в рулевом управлении и подвеске. Все полученные данные автоматиче­ски появляются в компьютере, какие­либо махинации практически исключены, тем более что осмотр идет под контролем инспектора ГИБДД и видеокамер. Кроме того, надзорные органы, по словам бизнесменов, регулярно устраивают внеплановые проверки и даже проводят скрытое видеонаблюдение за работой станции. Никаких серьезных нарушений пока не обнаружено.

Опыт частного техосмотра планируется развивать и далее. Как уже было сказано, законодательство требует, чтобы инструментальный контроль проходили все машины без исключения, включая новые. В Череповце сейчас насчитывается около 80 тыс. единиц личного транспорта. Более­менее нормально организовать техосмотр всего этого парка, при котором людям не приходилось бы стоять в бесконечных очередях, возможно, по мнению инспекторов ГИБДД, при работе в общей сложности не менее 10 частных боксов техконтроля.

Стоимость одной линии инструментальной диагностики наиболее популярных фирм MAHA и BOSH составляет примерно 1 млн. рублей. Из более чем 300 рублей платы за осмотр одного легкового автомобиля частник получает 197 рублей. Один пост инструментального контроля при 8­часовом графике способен пропустить 10 тыс. автомобилей в год, или 40 — 50 автомобилей в день. В дилерских фирмах говорят, что на практике пропускную способность, как правило, увеличивают до 100 — 150 машин в день за счет менее внимательного контроля. На количество пропускаемых машин большое влияние также оказывает наличие сквозного проезда через бокс, чем в Череповце похвастаться могут далеко не все фирмы.

Андрей Ненастьев
№123(22038)
05.07.2007

Источник: Газета «Речь»