3 июля 2007 года. 09:17

Гастарбайтеры: упрощение с осложнениями

Чем больше государство стремится легализовать мигрантов, тем больше желающих их контролировать, толкая обратно в тень
С начала года порядка 5 тысяч иностранных граждан получили от миграционной службы Вологодской области официальное разрешение на работу в нашем регионе — это в пять раз больше, чем в прошлом году. Следовательно, можно утверждать: введенная с 1 января 2007 года упрощенная схема выдачи разрешений иностранцам на трудоустройство в России заработала. Так ли это на самом деле? Об этом наш разговор с Анной ПОРОХОВОЙ, начальником отдела по делам миграции управления Федеральной миграционной службы по Вологодской области.

Все просто. На первый взгляд…

— Поправки в закон о правовом положении иностранных граждан введены в действие с 2007 года. Они значительно упрощают процедуру получения иностранными гражданами разрешения на работу, — говорит Анна Николаевна. — В этих по­правках указано, что иностранный гражданин обязан представить в миграционную службу всего четыре документа: заявление о желании работать, квитанцию об уплате государственной пошлины (1000 рублей), миграционную карту и документ, удостоверяющий личность; плюс две фотографии. Попутно, что тоже обязательно, гражданин должен представить документы о состоянии своего здоровья. Объясню почему. Были такие прецеденты, когда сначала человек получал разрешение на работу, а потом выяснялось, что у него опасное инфекционное заболевание. В поправках прописано: в течение месяца с момента выдачи разрешения представить справку о состоянии здоровья. Наше же совместное требование с департаментом здравоохранения области, Роспотребнадзором и другими структурами — предварительно получить заключение медицин­ского освидетельствования. Это условие выдвигается в рамках областной программы по профилактике завоза опасных инфекционных заболеваний. Эту проблему уже осознали на федеральном уровне, готовятся поправки к законодательству.

Итак, иностранный гражданин сдает документы в миграционную службу. Служба выдает ему пластиковую карту — разрешение работать на территории Вологодской области в течение года (потом процедура повторяется). Срок оформления карты — десять дней. Потом гражданин ищет работодателя: устраивается строителем, поваром, плотником, психологом и т.д. Затем уже работодатель уведомляет миграционную службу, службу занятости, налоговую инспекцию, инспекцию по труду о том, что он принял на работу иностранца. Работодатель также должен уведомить эти структуры, что иностранный рабочий покинул предприятие — если, к примеру, человек не проработал года, ушел раньше.

— Хотелось бы перейти от общих рассуждений о том, что в России более десяти миллионов нелегальных мигрантов, к конкретным цифрам, — говорит Анна Порохова. — Сколько в России иностранцев, на каком основании они здесь находятся, какую роль в экономике играют, насколько они востребованы на рынке труда.

Поправки сдвинули дело с мертвой точки. Иностранцы, которые годами работали на территории Вологодской области нелегально, прибежали в миграционную службу и стали получать карты­разрешения. Пять тысяч с начала года… При таком развитии событий, как предполагают в миграционной службе, цифра к концу года достигнет семи­восьми тысяч. Первый шаг сделан. А что дальше?

— А дальше возникают определенные сложности, — говорит Анна Порохова. — В пластиковой карте указана, например, специальность токаря. Но человек нашел работу по профессии водителя или каменщика. Он начинает беспокоиться, не сочтут ли это нарушением, не заставят ли его снова оформлять документы — а значит, платить тысячу рублей, оформлять справки (что тоже деньги) и т.д. И беспокойство не безосновательно.

Как объяснила Анна Порохова, проблемы возникают не только у иностранного работника, но и у работодателя, который, принимая иностранца, обязан уведомить об этом УВД, ЦЗН, инспекцию по труду, Роспотребнадзор и т.д. То есть те органы, откуда к нему же с проверкой, надзором и контролем пожалуют. Казалось бы, ино­странец работает легально: зарегистрирован по месту проживания, имеет разрешение на работу, платит налоги — 30 % (а не 13, как граждане России). Проблема снята? Как выясняется, нет. Если, к примеру, работодатель не сообщит в вышеперечисленные органы, что взял иностранца, его подвергнут штрафу — от 40 тысяч рублей. А за что?

— Хороший вопрос, — говорит Анна Порохова. — По большому счету, эта ситуация не имеет отношения к легализации иностранца. Она, возможно, имеет отношение к статистике. То есть государство хочет знать, на каком предприятии, по какой профессии работает иностранец. Проблема в другом. Прослеживается желание все большего количества структур принять участие в системе контроля, надзора, учета. Хотелось бы, чтобы было больше структур, которые что­то создают. Но тенденция обратная, по крайней мере, в сфере миграции. А это очень удобная позиция: ты сам ничего не создаешь, но имитируешь свое участие в борьбе за порядок. Само словосочетание «борьба за порядок» — нонсенс. Как раз такая борьба при отсут­ствии реальной гуманной правовой работы приводит ко всяким беспорядкам.

Искренне недоумевают иностранцы: они сделали все, что предписано законом. Искренне недоумевают работодатели: они взяли легального работника — и вдруг приходит проверяющая структура и штрафует. Причем та структура, которую работодатель уведомил: я взял иностранца. Где логика? Если цель — легализация, подсчет, выведение из тени иностранных работников, получение реального представления о состоянии рынка труда, то почему, когда еще ничего не успели подсчитать, пошла волна контроля, неся с собой репрессии, штрафы, наказания — и для работодателя, и для работника? Чем это чревато? Миграционные процессы в настоящее время обретают особую социальную, экономическую, политическую значимость. Взять их под контроль, в сферу своего ведения стремятся многие министерства и ведомства. А раз так — миграция может вновь уйти в тень.

Из года в год на протяжении пяти лет на территории России действует система квот. Работодатель и служба занятости обязаны обратиться с заявкой о том, что они нуждаются в привлечении иностранной рабочей силы — в таком­то количестве, на такие­то должности. На основании заявок собирается комиссия при правительстве Вологодской области. Служба занятости поясняет на комиссии, почему эти вакансии не заполняются местным населением. После чего квоту утверждают — в рамках цифры, установленной на федеральном уровне. Начинала Вологодская область (с 1993 года) с квоты в 300 заявок. Потом были 600, 1000, 1500. В мае 2007 года впервые для Вологодской области определена квота в 53 тысячи иностранных работников.

Татьяна Ковачева
№12(22036)
03.07.2007

Источник: Газета «Речь»