30 июня 2007 года. 06:15

О пользе… драк

В прошлом выпуске рубрики «Традиции воспитания» («Речь­пятница», 8 июня) врач­психотерапевт МСПДМ «Восхождение» Борис Ершов отмечал: «А детям полезны ссоры, даже драки. И конфликты со старшими. Когда же родители стремятся к «правильному» воспитанию — помещают ребенка «в рамки», — он потом труднее входит во взрослую жизнь». Чем полезны ссоры? В детской среде часто возникают противоречия, которые детям, подросткам трудно решить спокойным диалогом: ребят переполняют чувства.
Между тем взрослые по­разному относятся к ребячьим потасовкам, к синякам и шишкам. «У мальчишек драчки каждый день — и это нормально: во взрослой жизни удары сильнее, хоть и не кулаком», — так считают многие папы. Женщины порой думают так же: «Без синяков мальчика не вырастить», — спокойно говорит мама, чей сын в игре ударился так, что попал с переломом в больницу. Но иногда мамы обиды сына или дочки воспринимают совсем иначе…

Учился в школе мальчик Саша (имя мальчика изменено). По словам мамы, которая воспитывает его одна, добрый и слабый, одноклассникам в конфликтах не сопротивлялся. Но каждую стычку переживал сильно.

А однажды случилось вот что. После уроков пятиклассники тусовались недалеко от школы, и кому­то пришло в голову поразвлечься: «А давайте Сашку в мусорку выбросим и клип про это снимем!» Схватили за руки­за ноги и поволокли к контейнерам. Двое снимали эту «процедуру» на мобильники. Тащить было тяжело, раза три опускали одноклассника на землю. Он даже не пытался вскочить и убежать, тем более ударить обидчиков. Наконец им надоело, бросили в контейнер Сашин портфель и убежали резвиться дальше.

Так выглядит история со слов очевидцев и по кадрам съемок.

«Клип» этот стал достоянием гласности: мама мальчика решила не молчать, не ждать мер от школы, а написала заявления во все возможные инстанции и передала съемки на городской телеканал.

По какому сценарию развивались бы события в подобных случаях еще недавно? Чиновники в ответ на жалобы начали бы «принимать меры» — организовывать проверку, вызывать родителей провинившихся на административную комиссию, объявлять выговоры администрации и педагогам… Отрапортовать в итоге было бы чем. А что происходило тем временем с детьми? Их родителями? Учителями? Не скажу, что это никого не волновало, но… «Так положено» — реагировать на жалобы. И в результате усилий всех «заинтересованных сторон» ситуация лишь усугублялась: детский конфликт перерастал во вражду, втянутыми в которую оказывались и родители, и педагоги. При этом нарушались права абсолютно всех…

На этот раз в Череповце — городе, где действует программа «Дорога к дому», — развитие событий пошло не по привычному плану.

Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (обратите внимание на формулировку, появившуюся недавно, — о защите прав) Татьяна Скиданова решила провести выезд­ное заседание в самой школе№ 40. Были приглашены (и пришли) не только члены комиссии, педколлектива, но и родители, и мама Саши. Откликнулась на жалобу мамы и приехала вместе со своим заместителем уполномоченный по правам ребенка при губернаторе области Валентина Головкина. Вести заседание попросили руководителя методологической группы городской программы «Дорога к дому», директора МСПДМ «Восхождение», психолога Александра Викулова.

И участники увидели, как ценности и принципы программы могут осуществляться в реальности.

Точек зрения было множество: от радикальной — «найти виновных и наказать» — до самой человечной — «помочь детям выйти из конфликта, научиться строить отношения друг с другом — сейчас и в будущем».

Но возможно ли последнее, если детская шалость переросла не только в унижение школьника, но и в противостояние группировок взрослых? Оказалось, да.

Александр Викулов попросил каждого из участников высказать свои чувства по поводу конфликта — и собравшиеся услышали друг друга. И постепенно пришло понимание: главное сейчас — дети, их настоящее и будущее. А они все нуждаются в поддержке — не только пострадавший, но и обидчики, кого, по их словам, показали на ТВ «как зверей».

— Эта история — повод осо­знать, насколько легко нарушаются наши права, как детей, так и взрослых, — отметил Александр Викулов.

— Городская программа «Дорога к дому» предлагает много возможностей для решения проблем, — говорила Татьяна Скиданова. — Каждый из ее двадцати четырех проектов — реальная помощь людям, попавшим в ту или иную трудную ситуацию. Возьмем конфликт, по поводу которого мы собрались.

В школе № 40 действует проект «Родительско­учительские группы» — и он доказал свою эффективность: родители и учителя уходят от взаимных обвинений, вместе ищут выход на благо детей. В итоге и им всем, и детям стало жить комфортнее.

Если конфликт между подростками серьезный, является правонарушением (или граничит с ним) — можно обратиться в службу «Восхождение» к руководителю проекта «Восстановительное правосудие» Алексею Сафронову. Наказать ведь подростка и его родителей несложно, но каким будет результат? К сожалению, как правило, новые правонарушения. Специалисты «Восстановительного правосудия» работают с обеими сторонами, затем организуют встречи пострадавшего и правонарушителя в присутствии психолога. Одно то, что приходится посмотреть в глаза человеку, которому ты нанес какой­либо ущерб, помогает подросткам осознать свою вину. Кроме того, они сами (а не родители своими деньгами) возмещают пострадавшему ущерб, в том числе и моральный. И все учатся договариваться между собой, а не уходить в обиды, в стрессы или агрессию.

Еще один проект службы «Восхождение» — «Социореабилитационный курс для подростков (СРК)». Порой ребята не могут конструктивно решать свои проблемы. Не знают, где получить эффективную помощь. На СРК удовлетворяются важные потребности подростков в безопасности, общении, признании, уважении и самоуважении, самовыражении и самоопределении. Они учатся по­новому взаимодействовать.

Ну и, наконец, телефон горячей линии «Детство» —57­10­07. Он работает круглосуточно, и звонить могут как взрослые, чтобы получить консультацию по вопросам взаимоотношений с детьми, так и сами ребята — поговорить со специалистом, который выслушает, поможет разобраться в том, что случилось. Там же можно спросить, куда обращаться в каких­либо сложных ситуациях; узнать обо всех проектах программы «Дорога к дому», услугах города для семей с детьми.

31 обращение по фактам нанесения телесных по­вреждений подростками друг другу рассмотрено в УВД за пять месяцев текущего года. Поскольку большинство этих фактов классифицируются как общественно опасное деяние, нарушители поставлены на учет; в случае по­вторных действий они могут быть направлены через суд в центр временного содержания несовершеннолетних.

8 представлений за полгода направлено прокуратурой города в образовательные учреждения по поводу того, что не созданы безопасные условия для детей и подростков. Иными словами, ребята нанесли друг другу телесные повреждения прямо в стенах школы или даже детского сада.

Жестокость детей и подростков. Тема это больная и сложная. Как бы нам, родителям, хотелось, чтобы дети росли в хорошей, доброй обстановке. Чего мы хотим — по­пробуем сформулировать? Чтобы они были всегда вежливы, внимательны друг к другу и к нам; чтобы конфликты решали без тычков и драк, а «цивилизованно», убеждали друг друга словами; чтобы не обзывались, а называли друг друга ласково… И много чего еще. И в общем­то понимаем, что такое невозможно.

Но при этом реакции родителей очень разные. Один не приемлет ситуации, напрочь забыв, как в детстве лупил одноклассников портфелем по голове, — и после каждого конфликта ходит в школу, на дом к обидчикам, стремясь всеми силами оградить дите «от побоев». Другой идет еще дальше, пишет заявления вплоть до областной администрации, требуя наказать родителей. В обоих случаях начинается долгий бег по треугольнику «жертва, преследователь, спасатель». Третий говорит ребенку: «Что ты как рохля — сдачи дать не можешь?» И так далее.

Ирина Ромина
№119(22034)
29.06.2007

Источник: Газета «Речь»