Наше дело — сеять
Многие нынешние родители, которые росли в безверии, сейчас считают себя верующими людьми, но в церковь ходят время от времени. Стоит ли приучать ребенка к вере? Как это делать? Зачем это нужно?
Когда слышишь из уст современников признание: «Нас вере не учили, нас оторвали от Церкви», то, прежде всего, возникает чувство сожаления, а не осуждения. Приходится утешать человека: «Это не столько вина, сколь беда…» Ну, действительно, можно ли предъявлять одинаковые духовнонравственные критерии к воспитанному с пелен в вере и к возраставшему в среде атеизма? Пусть не обижаются оставшиеся в духе отрицания Высшего Начала, честные не то чтобы противники Церкви, сколько не пришедшие в нее. Речь идет не об определении степени порядочности. Без веры, без прикосновения к Предвечному, думается, в развитии человека есть некая неполнота. И многие ее ощущают. Другое дело, что далеко не все эту брешь в душе пытаются заполнить, закрыть своим усилием, да и заполняют не всегда чистым, истинным, прекрасным. Слишком много сейчас духовных «подделок», суррогатов…
Но все же ценность настоящего времени состоит в том, что нам предоставлена свобода выбора и имеется много средств для того, чтобы обрести знания о Боге, духовный совет, единомышленников по убеждениям. Для погружения в любую сферу деятельности человека (особенно такие, как искусство, творчество) необходимы усилия — постижение процессов, законов, правил и т.п. Так и в духовной сфере невозможно обойтись без труда, без образования (для зрелых людей скорее самообразования). Но взрослый человек сам избирает для себя убеждения и образ жизни согласно ним. А как же дети? Родителям всегда хочется, чтобы их чада получили больше (или хотя бы столько же) любви, внимания, благ материальных и духовных, чем когдато они сами восприняли. Вот и возникает идея духовного воспитания в воскресной школе при храме или горячо дискутируемая в обществе инициатива — введения в России обязательного предмета «Основы православной культуры» во всех общеобразовательных учебных заведениях. И то и другое посвоему уже помогают родителям в духовнонравственном воспитании своих отпрысков. Только следует разуметь отличие целей или степени углубленности в вышеназванных формах обучения детей. В воскресной школе первой задачей является не накопление знаний о вере и Церкви, а воцерковление, то есть способствование «вливанию» ребенка в церковную людскую общность и через это единение с другими — обретение единения со Христом. Речь здесь не идет о специальной подготовке ребят к служению в храме, далеко не все выпускники воскресных школ становятся в дальнейшем священнослужителями, певчими церковного хора и т.п. Жить с Богом в лоне Его Святой Церкви можно, занимаясь разнообразными видами деятельности, находя себя в различных сферах.
А вот через предмет «Основы православной культуры», через беседы в общеобразовательных школах девочкам и мальчикам предоставляется информация о жизни Церкви, о письменном источнике веры — Библии, о религиозных традициях и обрядах. В общем, о том, без чего культурный человек не сможет сносно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем нашего Отечества, да и всего мира: истории, литературе, живописи, музыке…
Родителям самим приходится решать: в какой степени научать свое чадо вере и научать ли вообще. Но если за это браться, невозможно обойтись без совместного обучения с детьми. Никак не устраниться, предоставив ребенку самому впитывать то, что стоит на грани постижимого с непостижимым. Конечно, имеются неоднократные примеры того, как благодаря детям, обучавшимся в воскресной школе, и родители крепли в вере. Но все же это исключения. Нам, верующим родителям, необходимо и знаниями, и образом жизни вводить наших детей в мир красоты духовной и поставить их пред ликом Божества. А станут они в будущем истово верующими или просто будут иметь твердые нравственные ориентиры — это будет зависеть и от них самих. Наше же дело — сеять.
Отец Роман, священник №114(22029)
22.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

