15 июня 2007 года. 08:29

Трудоустройство по знакомству

Совместный проект газеты «Речь» и студенческой газеты ЧГУ Student,s Press
Как ищут работу вчерашние выпускники вуза? Можно пойти в центр занятости, можно хорошо зарекомендовать себя на преддипломной практике, можно искать работу по объявлениям. Способов множество, о них мы и рассказываем со страниц газеты. Сегодня речь пойдет о трудоустройстве по знаком­ству.

Если выпускник ищет работу по блату, то что это означает? Расплату за то, что пять лет назад при поступлении в вуз выбрал заведомо невостребованную специальность и теперь лишь бы где­нибудь устроиться? Или возможность сразу получить непыльную работу с хорошейзарплатой? Или вчерашний студент ищет удачную стартовую площадку для будущих профессиональных свершений? Вот две истории трудоустройства по знаком­ству. Способ один, результаты разные.

Первой своей историей с нами поделилась Алена, пару лет назад окончившая ЧГУ по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Во время учебы Алена была одной из лучших студенток в институте. Ей всегда нравилось засиживаться допоздна в библиотеке, зарываться в груду книжек. По­этому никто не удивился, что она окончила институт с красным дипломом.

Никто не удивляется и тому, что в свои 24 года она работает главным экономистом в одной из крупных фирм нашего города. Обо всех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться на пути к заветной цели, вам расскажет сама Алена.

— Знала ли я при поступлении, что моя специальность сейчас не столь востребована? Наверное, да, но ведь экономисты нужны всегда, тем более с хорошим багажом знаний и перспективных идей. Я всегда получала только положительные отзывы о своей работе, когда проходила практику от университета.

Честно говоря, мне безумно хотелось работать по специальности. Поэтому после окончания университета я активно принялась искать работу. Я решила не обращаться в центры по трудоустройству — надеялась на свои силы. Сначала все шло по плану: отправила около десятка резюме, мне звонили секретари и назначали время собеседований, но стоило менеджеру по персоналу или директору фирмы узнать, что у меня нет опыта работы, мужа и детей, как фраза «Мы вам позвоним» приобретала риторический характер. Никто мне, конечно, не перезванивал. Меня это жутко злило: откуда у меня может быть опыт работы, если я только окончила университет? Или мне нужно было прогуливать занятия, наживать себе проблемы с преподавателями, чтобы получить запрашиваемые навыки?

Первое время я все же ждала звонка от работодателей, но потом пришлось смириться с жестокой реальностью. В конечном счете, обзвонив несколько десятков фирм нашего города, побывав на несчетном количестве собеседований, я все­таки устроилась… секретарем в маленькую конторку с такой же маленькой заработной платой. Никаких шансов карьерного роста, только кипы бумаг и нескончаемые телефонные звонки. Так я проработала полгода, почти полностью убив в себе мечту об интересной, увлекательной, престижной и хорошо оплачиваемой работе. Но однажды все переменилось. Моя родная тетя Анна Геннадьевна работает в крупной фирме, она давно пыталась мне помочь с трудоустройством, но мне как­то стыдно было к ней обращаться. Однако тетя взяла инициативу в свои руки и, видя, как я «зашиваюсь» на работе с утра до позднего вечера, устроила меня в свою фирму экономистом.

Мой первый рабочий день на новом месте никогда не забуду. Я пришла с низко опущенной головой. Не знаю почему, но мне было ужасно стыдно, что я — выпускница вуза с красным дипломом — не смогла найти себе работу. Мне все время казалось, что на меня косо смотрят и переговариваются за моей спиной. Со временем, конечно, это ощущение прошло, но в памяти осталось надолго.

Наступило лето. Около половины экономистов ушли в отпуск, и дел значительно прибавилось. Именно тогда я поняла, что стоит взять себя в руки и начать дей­ствовать. В нашем коллективе в основном работают женщины старше 35 лет, для них главное — быстрее уйти домой кормить семью и переделать все домашние дела. Поэтому всю недоделанную за день работу отдела я брала на себя, частенько засиживаясь по вечерам, но это дало свои результаты, и директор фирмы это заметил…

Сергей Борисович, директор фирмы, 50 лет: «Я много лет в бизнесе и привык все делать сам, не надеясь на чью­либо помощь. Поэтому негативно отношусь к блату и поначалу не хотел принимать Алену на работу, но сейчас я могу спокойно уволить две трети экономистов своей фирмы, потому что на все 100 % уверен, что все финансовые отчетности будут готовы в срок. Алена — ответ­ственная девушка, полна инновационных идей. Сейчас помимо того, что она является главным экономистом в моей фирме (а в 24 года, поверьте, это очень высокое достижение, по знаниям и решительности ей удалось обойти многих опытных специалистов), она еще и помогает мне в разработке и реализации строительных проектов, хотя образование у нее экономическое. Сегодня я благодарен Алене за ее титанический труд, решительность, энтузиазм, ответ­ственность и готовность идти вперед. Пока такие специалисты есть у меня в фирме, за ее состояние можно не беспокоиться».

— На моем пути было много преград, непонимания, неприятия, — подводит итог Алена. — Сейчас мне не стыдно говорить о том, что я устроилась на работу по блату. Главное, что мне удалось сохранить свое достоинство, эта работа дала мне возможность увеличить объем знаний и навыков, проявить свою творческую инициативу, не в личных целях, а на благо коллектива и компании. Сегодня я горжусь тем, чего смогла добиться.

Алена не пряталась за спину тети, которая устроила ее профессиональную судьбу. За все прошедшее время в адрес Анны Геннадьевны не поступило ни одной жалобы на племянницу. Только своим трудолюбием и терпением Алена смогла изменить мнение о себе отрицательно настроенных коллег и директора. Не прятаться за спину своего «добродетеля» — самое главное при устройстве на работу по блату. Хотя существуют и другие мнения.

Представляем вам второго героя. Максим, выпускник ЧГУ. 23 года. Специальность «Менеджмент организации». Вот его история: «Поступить на коммерческую форму обучения в университет для меня не составило труда, и тут, конечно, не обо­шлось без мамы. Учился я без особого энтузиазма, не потому, что был лентяем, просто всегда знал, что пойду работать к маме в фирму, да еще и не простым рабочим. Поэтому, окончив университет, я погулял еще два летних месяца и, отдохнувший, приступил к обязанностям менеджера по закупкам. Ну и, конечно же, как я без своего друга, его мама тоже устроила к себе менеджером торгового зала… ну не всем же сразу в начальники. Честно говоря, работа мне не понравилась сразу, слишком много суеты и беготни. Не долго думая, я, как начальник, распределил почти все свои обязанности между подчиненными.

Мама подарила мне крутую машину, так что в 17.00 моя модная черная красавица уносила меня совершенно в другой мир, лишенный всей этой суеты… Надо будет сказать маме спасибо».

Екатерина Юрьевна, мама Максима: «Максим — мой единственный сын. Я не испытываю угрызений совести за то, что взяла на эту должность именно своего сына. Да, мне не все нравится в его работе, на него иногда жалуется персонал, но это все молодость, пусть погуляет годик­другой, а потом уж примется за «великие» дела, тем более что через некоторое время моя фирма отойдет ему. По крайней мере, директор здесь я, и именно мне решать, кого принимать на работу, а кого нет. Сейчас я хочу, чтобы мой сын ни в чем не нуждался, заработать свой капитал он еще успеет».

Мы решили поинтересоваться у друга Максима, которого Екатерина Юрьевна устроила на работу вместе с Максимом, о том, что он думает о сложившейся ситуации.

Юра, друг Максима: «Честно говоря, с того момента, как Максим стал начальником, наша дружба стала постепенно разрушаться. И дело тут не в зависти. Макс не умеет жить по средствам, не умеет принимать самостоятельно важные решения, не хочет быть ответственным, потому что привык все всегда получать на блюдечке с голубой каемочкой. В конечном итоге хорошо только ему и его маме. Всем остальным его отношение к обязанностям создает только огромные лишние проблемы: работы у всех стало больше, ответственности тоже, но на зарплате это никак не сказалось. Но ведь это работа Максима, и за ее выполнение он получает деньги, немалые деньги, между прочим. И пожаловаться некому: смысла жаловаться директору, когда она его мама, нет никакого — проверено опытом.

Как я отношусь к трудоустройству по блату? Неоднозначно, я ведь тоже по этому пути пошел, но сейчас к результатам моей работы претензий не возникает, за все время, что я работаю, я «отточил» свои профессиональные навыки до идеала. А вот случай с Максимом вызывает у меня только негодование и неприязнь: судьба дала тебе шанс стать быстро делать карь­еру — это здорово, но оставаться при этом плохим специалистом и «мелким» человеком — это омерзительно и вызывает у меня лишь негатив».

Главное, что я поняла при беседе с Максимом — он счастлив. У него престижная работа, высокая заработная плата и не напряженный график. А вместе с Максимом счастлива и его мама. Только за это счастье почему­то должны расплачиваться сотрудники фирмы, которые даже при всем желании не смогут исправить сложившуюся ситуацию.

Конечно, трудоустройство на работу по блату гарантирует рабочее место и, возможно, высокую заработную плату. Но при этом человек может быть абсолютно не достоин такого места. А получив все и сразу, он может остановиться в саморазвитии, не узнав, каким трудом достается каждый заработанный рубль обычным людям. Кроме того, ответ­ственность при таком способе трудоустройства перекладывается с самого работника непосредственно на того, кто его устроил на работу. Именно ему придется краснеть за промахи своего подопечного.

По просьбе героев все имена изменены.

Татьяна Зарубко
№109(22024)
15.06.2007

Источник: Газета «Речь»