Благодарю вас…
Новый проект к 90-летию газеты «Речь»
Непедагогическая педагогика.
Александра Александровича Шульгина знали многие в нашем городе. Одни знали его как художника, другие — как автора публикаций в «Коммунисте», а затем и в «Речи», «Череповецком металлурге». В этих же газетах часто появлялись его фотоработы. Ктото помнит его как мастераумельца, участника студии «Феникс», лауреата множества городских и областных выставок. Большинство же знали этого человека как педагога — педагога по призванию.
Передо мной вырезка из «Коммуниста» начала 80х, где в краткой статьеинтервью говорится о педагогическом пути А.А. Шульгина. Придя в школу без специального педагогического образования работать учителем, Александр Александрович вскоре завоевал авторитет, уважение и признание учеников и коллег. Его природный талант педагога позволял понять и расположить к себе самого трудного ученика. «Три класса прошли через мои руки, — вспоминает Шульгин. — Сколько раз ходил с ними в походы — от однодневных до поездок в Крым — не сосчитать. Да и коллектив настоящий именно в таких походах складывается». А какие чувства испытывали ребята, отмеривая километры по местам боев Великой Отечественной.
Уже окончившие школу ученики вспоминали о том, что было традицией зайти к Сан Санычу после школьного вечера встречи и просидеть до утра при свечах. Трудно представить, как в комнате, не превышающей 18 кв. м, помещались сразу 38 человек! Непросто понять и психологию людей того времени, одной из составляющих которой был коллективизм. В той давней заметке из «Коммуниста» Александр Александрович говорил: «Самым тяжелым днем в моей жизни будет тот, когда ко мне не придут мои ученики, когда я уж не буду им нужен».
Вот уже 37 лет собираются бывшие «бэшники». И на протяжении всех этих лет ни одна встреча не обходилась без участия в ней Александра Александровича. «Наш создатель», — так образно высказались както его уже поседевшие ученики.
Бессребреник, альтруист, он даже сердился както подоброму. Александру Александровичу было чуждо понятие «убить время». Он «оживлял время» через свое творчество, которым щедро делился с окружающими.
В трудные времена, когда неблаговидные поступки и мысли мы пытались порой оправдать такими понятиями, как плюрализм, толерантность, Александр Александрович был для нас неким нравственным цензором, не позволяющим опуститься ниже определенной планки человеческой порядочности.
Квартира его напоминает маленький музей: картины, гобелены, фотоработы, поделки из глины, бересты. Богатая домашняя библиотека говорит о том, что ему было интересно буквально все.
Рассказ был бы неполным, если бы я не упомянул о жене Александра Александровича Татьяне Геннадьевне. Профессионал своего дела, подвижник, отдавшая всю жизнь школе, заслуженный учитель России. В одном из номеров «Речи» в рубрике «Человек недели» Татьяна Геннадьевна была отмечена как педагог, ученики которой все до одного при поступлении в вузы (в том числе и столичные) сдали математику на «5».
15 мая 2007 года Александру Александровичу исполнилось бы 75 лет. За два месяца до 2007 года его не стало.
Сергей Ефимов, выпускник 1972 года
№107(22022)
11.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

