13 июня 2007 года. 08:31

Без родителей и без жилья

Более 30 выпускников, являющихся сиротами или оставшихся без родительской опеки, город обязан обеспечить жильем в этом году. Задача отнюдь не простая, а в условиях, когда свободная жилплощадь отсутствует и финансирование на ее приобретение осуществляется минимальное, — даже головоломка. Найти пути ее решения — этому было посвящено совещание ответственных за сирот лиц, которое прошло в мэрии. Концы с концами почти свели — за чей счет?
Во­первых, за счет области. То «минимальное финансирование», о котором говорилось, производится из областного бюджета. Как поясняет Валентина Лузина, начальник отдела опеки и попечительства мэрии, согласно новому действующему законодательству все, что приобретается для детей­сирот, должно оплачиваться из казны субъектов Федерации. На 2007 год область выделила Череповцу на приобретение жилья для этой категории граждан 15 млн. рублей. По сравнению с прошлыми годами (в 2005 году город получил 4 млн. рублей, в 2006­м — на миллион больше) назвать сумму «минимальной» язык не повернется. Но…

— Лимит, который определяет область, — это 18100 рублей на квадратный метр. Понятно, что за такие деньги много квартир в Череповце не купить, — говорит зам. мэра по социальным вопросам Алексей Акишин, председательствовавший на совещании. — Поэтому решено вложить выделенные средства в долевое строительство. В доме, возводимом в Зашекснинском районе, на 15 млн. рублей мы построим 18 однокомнатных квартир.

И опять «но». По сведениям, имеющимся на данный момент, в жилье нуждаются 32 человека, выпустившихся в этом году из детских домов и образовательных учреждений, а также вернувшихся из армии. Получить квартиры в этом доме они вряд ли смогут, потому что льготная очередь на предоставление жилья насчитывает более 600 человек (около 150 из них — совершеннолетние) и нынешние выпускники стоят в ней под номерами за 100 и за 300. Получат их те, кто стоит под первыми 18 номерами, а это бывшие выпускники, многим из которых сейчас уже около 40 лет.

— В Ярославской области проблема очереди была решена: в течение четырех лет на эти цели ежегодно выделялось по 50 млн. рублей. А в Красноярском крае, например, сразу выделили более миллиарда рублей и закрыли очередь, — апеллирует к опыту других регионов Алексей Акишин.

Городские общежития теперь вообще не рассматриваются в качестве возможного варианта. Как отметил Акишин, выделять места в общежитиях из городского фонда сегодня — значит нарушать законодательство.

Рассматриваются, как вариант, принадлежащие предприятиям общежития. Устроить выпускников в такие комнаты — второй способ (и ныне самый доступный) решения «головоломки». Конечно, предприятия дают койко­места только в обмен на рабочие руки. Судя по отчетам директоров детских домов и профучилищ, прозвучавшим на совещании, для многих юношей они получили гарантии трудоустройства от предприятий города (в первую очередь это меткомбинат). Но не секрет, что среди воспитанников детских домов в силу ряда причин много детей с психическими и физическими нарушениями, имеющих серьезные противопоказания к той или иной работе. Поэтому наличие гарантийного письма — еще не залог решения проблемы: «Поступить на работу могут все, — говорят директора детских домов, — а потом, как это часто бывает, идут отчисления из­за непригодности по состоянию здоровья».

А городские предприятия легкой промышленности — наиболее подходящее для девушек место работы — своего жилого фонда вовсе не имеют. Большинство нуждающихся выпускниц в этом году будут приняты на работу в учреждения по линии социальной защиты, и крышу над головой им готов предоставить фонд «Благо».

Отдельная проблема — когда выпускников не устраивает предложенное им место работы и они увольняются по истечении некоторого времени (а значит, снова оказываются без жилья). Либо вовсе не хотят трудоустраиваться. Немаловажную роль, наверно, здесь играет следующее обстоятельство: как недавно сообщалось в «Речи», по данным центра занятости, пособия по безработице для представителей данной категории граждан значительно превышают среднюю зарплату продавца.

Еще один путь, который не решает, а лишь отодвигает проблему, — служба в армии. Часть бесквартирных юношей, которых комиссия признает годными для воинской службы, пойдут осенью в армию. Быть может, когда вернутся, ситуация изменится в лучшую сторону?

— В ближайшее время мы направим письма в адрес губернатора и уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области, где изложена сложившаяся на сегодня проблема. Если ее не начать решать, то она будет только усугубляться… Надеюсь, когда­нибудь будет лучше, — пожелал в заключение зам. мэра Алексей Акишин.

— Будет жилье или не будет таких детей? — уточнили пожелание участники совещания.

Татьяна Тихонова
№107(22022)
11.06.2007

Источник: Газета «Речь»