Принцип одного ключа
Камеры хранения в некоторых супермаркетах не гарантируют сохранности ваших вещей
«Попался, воришка!» — такой была моя первая мысль, когда на выходе из популярного в городе компьютерного супермаркета я обнаружил, что в шкафчике с моими вещами копается неизвестный молодой человек. Пакет был немедленно вырван из рук злоумышленника, но быстро выяснилось, что никакого криминала здесь нет. Человек просто перепутал ящичек: он тоже при входе оставлял свои вещи. Бывает. Однако же перепутатьто перепутал, но ведь и ключ подошел. Вместе мы стали разбираться, где тут собака зарыта, и вскоре опытным путем удалось установить: ключ от любого ящика открывает любой ящик.
«Я за это не отвечаю, обращайтесь к администрации! — отрезал охранник торговой точки и посмотрел вопрошающим взглядом: — Еще вопросы будут?» Просьба позвать администратора не увенчалась успехом: мол, выходной сегодня, работают только обычные продавцы, и вообще не мешали бы вы со своими непонятными проблемами нормальным людям. На этом диалог закончился. Но история с ящичками продолжилась. В качестве эксперимента я в тот же день обошел еще ряд супермаркетов различного профиля и попытался незаметно провернуть тот же трюк: ключом от своего ящика открыть чужие. В трех магазинах из пяти это удалось сделать.
Точности ради следует сказать, что ни разу я не пытался «вскрыть» абсолютно все ящики: вопервых, часть из них и так были открыты, вовторых, ни к чему было привлекать к своей персоне лишнее внимание. В основном одним ключом я открывал 3 — 4 ящика, но этого, наверное, вполне достаточно, чтобы сделать вполне однозначные выводы на счет всей системы хранения. Ни в одном универмаге мое поведение не вызвало интереса у охранников или продавцов. Позднее в качестве обычного клиента я позвонил в администрацию всех супермаркетов и сообщил о найденном «сбое». Во всех случаях мне очень вежливо обещали разобраться в ситуации и принять меры. Называть сами торговые точки не стоит по соображениям безопасности: некоторые не совсем честные горожане наверняка быстро воспользуются открывшейся халявой.
Тем более что у тех, кто пользуется ящиками для хранения вещей, по сути, нет никакой защиты. Как сообщили «Речи» в отделе по защите прав потребителей управления городской экономики и торговли, администрация магазина не несет ответственности за то, что происходит с ящичками. В случае кражи нужно вызывать милицию, однако и тут возникнут проблемы: придется доказывать, что в ящике лежало именно то, что лежало. Скажем, вам вряд ли поверят, если вы заявите, что украден золотой слиток. Да и шансы найти злоумышленников в любом случае минимальны: даже отпечатки пальцев тут вряд ли помогут, так как на дверце их количество наверняка исчисляется десятками.
Клиент, впрочем, по закону всегда может пройти в торговый зал с пакетом или сумкой. «Охранник не имеет права запретить клиенту войти в торговый зал с вещами. Также он не имеет права заставить клиента показывать пакет или сумку на выходе, это могут делать только сотрудники милиции», — пояснила «Речи» и.о. начальника отдела по защите прав потребителей Нина Ситникова. По мнению специалистов, ящички нужны для обоюдного удобства: клиент может оставить там вещи, с которыми просто сложно делать покупки, а администрации магазина в таком случае значительно спокойнее: ничего из товара не пропадет.
Скандалы «из ящика» в Череповце случаются, но до контролирующих органов они доходят очень редко. С начала года отдел по защите прав потребителей зафиксировал всего два подобных случая. Один раз охрана не пропустила в торговый зал женщину с коляской, а во втором случае охранник заставил покупателя показать пакет на выходе. По обоим инцидентам горожанам были даны разъяснения, что действия охранников неправомерны. Реальное количество таких конфликтов наверняка существенно больше, однако изза их незначительности клиенты, как правило, никуда не обращаются.
Как удалось узнать «Речи», эффект «вскрываемости» ящиков возникает в тех случаях, когда магазин экономит деньги и покупает дешевые замки с универсальными ключами. Более продвинутые предприниматели предпочитают нанимать специального человека, который принимает вещи и выдает жетон: как в гардеробе. В таком случае клиенту значительно спокойнее: при пропаже вещей есть конкретное ответственное лицо, и шансы взыскать ущерб с магазина значительно повышаются. Универмаг тоже не в накладе: «гардеробщик» сможет, например, напомнить покупателю при выходе о забытых вещах.
В некоторых череповецких супермаркетах прямо у входа стоят специальные стенды с крупным заголовком «ВОРЫ» и фотографиями людей, которых охрана заподозрила в краже товаров. Подобные вещи напрямую противоречат действующим законам. По словам специалистов в сфере торговли, такие стенды служат своего рода показателем качества самой торговой точки: серьезный магазин никогда не будет уже с первых шагов настраивать покупателей на негативный лад возможными подозрениями в преступлении. Рассказывают, кстати, что в Череповце один молодой человек специально украл плитку шоколада, чтобы попасть на такую «доску почета»: он поспорил с другом, что его фотография будет висеть на «воровском» стенде, и выиграл спор. Самый же интересный стенд красуется в одном из продуктовых магазинов на Советском проспекте: здесь вывешены фотографии с камер видеонаблюдения, и всем покупателям предлагается за вознаграждение предоставить администрации магазина информацию о «ворах».
Андрей Ненастьев
№105(22020)
08.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

