Наталья Стрижова: «В мире еще не придумали идеальной системы оценивания школьных знаний»
Сегодня, 1 июня, выпускники школ сдают обязательный для всех письменный экзамен по литературе. Это чуть ли не единственный предмет, на который не покусилось ни время, ни реформаторы от образования, — как и их прапрабабушки и прапрапрадедушки нынешние 17летние в своих сочинениях (или изложениях с элементами творчества) размышляют над тем, «что такое хорошо, а что такое плохо», что собственно хотел сказать потомкам Пушкин или в чем великая тайна Булгакова. В остальном родителям нынешних самых взрослых учеников очень много непонятно, а от того тревожно и некомфортно. В первую очередь на их вопросы об экзаменах сегодня отвечает заместитель начальника управления образования Наталья Стрижова.
— Самый популярный вопрос, который ежедневно задают череповчане, — почему нельзя было провести ЕГЭ в той школе, где учится ребенок?
— Проведение ЕГЭ осуществляется в соответствии с нормативными документами, разработанными Министерством образования и науки РФ, департаментом образования Вологодской области, мы обязаны их выполнять. Прописано — экзамены проводятся в специально подготовленных помещениях, пунктах проведения экзамена. Каждую школу мы не можем сделать таким пунктом. Пункты заранее утверждаются государственной экзаменационной комиссией Вологодской области. Например, русский язык в форме ЕГЭ 29 мая дети 39 школ сдавали в 15 школахпунктах.
— Почему в этом году не разрешили приносить на экзамен шоколад? Раньше все ходили на экзамен с шоколадом, чтобы была возможность подкрепиться.
— На экзамен в форме ЕГЭ мы никогда не разрешали приносить шоколад — только воду. Это требование связано с тем, что шоколад может попасть на бланки с работой и оставить жирные, грязные следы. Дело даже не в том, что работа будет выглядеть неопрятной, но в последующем при сканировании листов (так идет обработка контрольноизмерительных материалов) написанное учеником может быть искажено и отрицательно повлиять на отметку.
— А почему нельзя приносить газированную воду?
— По тем же причинам. Газы под давлением могут выплеснуть воду на бланк.
— Почему родителей не пускают в школу, где экзаменуются их дети? Если нельзя в школу, почему нельзя поставить скамейки около учебных заведений?
— Для родителей их дети всегда остаются детьми, прекрасно понимаю их волнение. Но как показывает практика, родители волнуются во время экзаменов больше, чем выпускники. Детей тренируют, они готовятся, проходят через репетиционные, пробные экзамены, они знакомы с экзаменационный процедурой. По сути, старшеклассники — взрослые люди, самостоятельные. Кроме того в экзаменационные пункты они приходят с уполномоченными от образовательных учреждений, как правило, это классные руководители. Уполномоченные до конца экзамена находятся в пункте сдачи ЕГЭ, чтобы помочь, если возникнет нештатная ситуация. В любом случае родители не смогут присутствовать на самом экзамене и чемлибо помочь детям. Тогда зачем ждать? Скамейки не имеем возможности устанавливать специально. Лучше родителям подумать о том, как подготовить ребенка накануне экзамена: создайте нормальные, комфортные условия, помогите одеться по погоде, накормите завтраком…
— А если выпускник во время экзамена себя плохо почувствовал?
— Прежде всего надо обратиться к школьному медику, а далее обязательно отправиться в поликлинику, чтобы участковый педиатр выдал справку установленного образца. Именно такая справка служит документом, на основании которого выпускнику предоставят возможность сдать ЕГЭ в резервный день. Иногда дети неправильно поступают: выходят из аудитории, если становится плохо, но возвращаются дописывать. Потом понимают, что они не выполнили задания изза неважного самочувствия, но аннулировать работу мы не имеем права.
— Как можно оспорить результаты, если появятся сомнения?
— Выпускник может подать апелляцию в двух случаях. Первый, когда нарушается процедура проведения экзамена. Эта апелляция должна быть подана в день проведения экзамена и до выхода из пункта ЕГЭ. Допустим, он посчитал, что его отвлекал громкий разговор. ЕГЭ — это не изолированный от реальной жизни процесс, мы не можем запретить всем собакам в округе лаять. Например, 29 мая в день ЕГЭ по русскому языку пришлось решать вопрос со строительной компанией, которая на ул. Городецкой во время сдачи детьми экзамена забивала сваи — строители работу приостановили. В случае необходимости ребенок должен обратиться к организатору, ему выдадут два экземпляра бланка, где ребенок укажет причину, которая, на его взгляд, помешала ему качественно сдать экзамен. Не позднее чем через три календарных дня комиссия должна вынести решение об отклонении апелляции или ее удовлетворении. В последнем случае ребенку разрешается пересдать в резервный день. Если же у выпускника возникли сомнения в объективности оценки его работы, апелляцию он подает в течение трех календарных дней после оглашения официального результата экзамена. Данные, опубликованные на сайте, не являются официальными. Официально — это когда в школе объявили балл на основании протокола. В течение трех дней он может подать апелляцию в своем учреждении — надо обратиться к директору. Конфликтная комиссия в Вологде разбирается и сообщает о результатах расследования. Такие ситуации возникают ежегодно. Но, как правило, апелляции подаются по выставленным отметкам, а не по процедуре ЕГЭ. Были отдельные случаи, когда балл повышался, но были и обратные результаты — балл понизили.
— Как будет выставляться итоговая отметка в аттестат — по итогам ЕГЭ или по годовой итоговой?
— Пока мы работаем в условиях эксперимента итоговая отметка в аттестат выставляется, как и в прошлые годы, более высокая, если существует разница в один балл между годовой отметкой и за ЕГЭ. Например, за год по предмету ребенок аттестован на «4», а на ЕГЭ — «5», то в аттестат выставляется «5». Если разница в два балла — «5» за год и «3» за ЕГЭ, — высчитывается среднеарифметический балл «4». Этот вариант, мы называем его «плюс один балл», действует, пока ЕГЭ не ввели в штатный режим. Замечу, что итоговая отметка в аттестате, как правило, не берется в расчет при поступлении в вуз. Выпускникам сегодня выдают аттестат о получении полного среднего образования и свидетельство единого государственного экзамена. И большая часть вузов, которые ведут прием по результатам ЕГЭ, учитывают результаты экзаменов по сто балльной шкале, прописанные в свидетельстве. Аттестат — сегодня это документ государственного образца, свидетельствующий о получении образования определенного уровня.
— Чем нынешняя экзаменационная кампания отличается от предыдущих?
— Математика попрежнему является единственным обязательным экзаменом в форме ЕГЭ. Всего 9 предметов по форме ЕГЭ. В этом году добавились немецкий язык и география. Кроме того, в этом году в первую волну — с 29 мая по 22 июня — могут сдавать в форме ЕГЭ выпускники начальных и специальных профессиональных заведений. Ранее они сдавали ЕГЭ только во вторую волну, в июле. Для них специально открыт пункт на базе лицея № 35.
— Может ли выпускник, которого не устроили результаты ЕГЭ в первую волну, сдать их снова во вторую, чтобы выбрать наиболее выгодный для него балл?
— Сдать экзамен в форме ЕГЭ разрешено только один раз — либо в первую волну, либо во вторую. Например, ребенок не сдавал историю России в первую волну, но у него изменились планы, и он вправе сдать экзамен во вторую волну. Есть федеральная база данных, конкретный человек туда внесен, и ему никто не позволит на территории всей страны экзаменоваться дважды. Еще одно новшество, — увеличено с трех часов до трех с половиной время на экзамен по истории. Есть изменения в контрольноизмерительных материалах, но незначительные.
— Эксперимент по ЕГЭ подходит к концу. Что ждать выпускникам следующего учебного года?
— Следующий учебный год — 2007й — 2008й. Пока у нас нет никаких распорядительных документов, мы работаем, ссылаясь на Федеральный закон № 17 от 9 февраля 2007 года, где сказано, что в штатный режим ЕГЭ вступит поэтапно с 1 января 2009 года. То есть на выпускников следующего года новые правила не распространяются, десятиклассники будут сдавать выпускные экзамены также, как и нынешние, на них попрежнему распространяются условия эксперимента. Но замечу, если не появятся до конца 2007 года какието новые распорядительные документы. По сути дела в штатный режим ЕГЭ вступит для нынешних девятиклассников.
— А не может случиться, что вдруг все законы отменят, и в следующем году не будет никаких ЕГЭ, которые критикуют столько, сколько идет в России эксперимент?
— Образование развивается, модернизируется, но это достаточно консервативная система, резких изменений за год не произойдет. Эксперимент по ЕГЭ длится шесть лет. Наряду с минусами, у этой формы есть свои плюсы. Это единые требования к ученикам, к оцениванию знаний и условия проведения экзаменов. У нас долго действовал принцип: я учу — я и оцениваю. Экзамен стал более объективным. Да, у ЕГЭ есть свои минусы. Но не только в России, но и в мире нет идеальной системы оценивания знаний. Самый главный аргумент для меня, как педагога и родителя, — дети, которые хотят обучаться и учатся, они благодаря ЕГЭ облегчают себе жизнь, совмещая в этой форме выпускной и вступительный экзамены.
— Сегодня не все сдают экзамен в форме ЕГЭ. Нынешние выпускники сдают экзамены в традиционной форме — выбирают билет и отвечают комиссии?
— Конечно. Историю в форме ЕГЭ в этом году сдают 85 выпускников, 123 ребенка — английский язык. Это не означает, что эти предметы для аттестации больше не выбрал никто — сдают с использованием билетов, Министерство попрежнему каждый год разрабатывает перечень примерных вопросов и билетов по каждому предмету. Ребенок в 11 классе сдает пять предметов — два обязательных (литература письменно и математика в форме ЕГЭ), три — по выбору и в любой форме. Но сейчас многие выбирают именно ЕГЭ, потому что уже многие вузы, в том числе столичные, принимают по результатам ЕГЭ. И это правильно.
Вчера школы Череповца получили бланки аттестатов об образовании. В этом году введена новая форма этого документа. Прежде всего школьные аттестаты привели в соответствие с государственной символикой РФ: на них изображены российский триколор и герб. Новые «корочки» снабжены дополнительными элементами защиты от подделки, среди которых специальные волокна, водяные знаки, индивидуальные номера, содержащие код региона. Поновому выглядят аттестаты и внешне: по цвету бланка можно многое узнать о выпускнике. Темнокофейные аттестаты у выпускников 9 классов, зеленые — у отличившихся. Вишневый с золотым или серебряным тиснением у одиннадцатиклассниковмедалистов, у остальных — синие. Осталось только внести в бланки данные о выпускниках.
Елена Жиборт
№100(22015)
01.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

