24 мая 2007 года. 12:04

Кто владеет «СССР»?

Два череповецких производителя готовы судиться из торговой марки известного безалкогольного напитка
Компания «Р­Брюэр», владеющая череповецким пивоваренным заводом, рассматривает вопрос об оспаривании в судебном порядке прав на торговую марку «СССР», под которой в течение нескольких лет в нашем городе продавался знаменитый квас — как в бутылках, так и из бочек. Напиток с названием «СССР» и схожим оформлением этикетки вновь появился в магазинах, однако производит его уже не пивзавод (его линии остановлены в связи с тяжелым финансовым положением), а частный предприниматель. «Они украли бренд!» — заявляют пивовары. «Как можно украсть то, что не зарегистрировано?» — отвечают их оппоненты. Как рассказала «Речи» юрисконсульт «Р­Брюэр» Ирина Буданова, новый напиток под старым названием не имеет ничего общего с тем, что производил пивзавод. Он даже официально носит статус не кваса, а именно квасного напитка: обновленный «СССР» уже не варят, как это было раньше, а производят путем смешивания различных компонентов. В то же время название, оформление этикетки, а также цена (25 рублей) вызывают у покупателя однозначные ассоциации со старым квасом «СССР». Напомним, что этот квас был разработан в Череповце еще во времена, когда пивзаводом владел питерский комбинат «Степан Разин»; напиток пользовался большим спросом у горожан.

— Они просто украли наш бренд, — считает Ирина Буданова. — Новый напиток делается уже не по нашей оригинальной рецептуре, а путем перемешивания воды и красителей. У нас был натуральный продукт, а здесь речь идет совсем об ином. При этом новый «СССР» продается по той же цене, по которой отпускали его мы. Сейчас мы рассматриваем вопрос о предъявлении претензии к новым производителям, вполне возможно, что решение на этот счет будет положительным.

Как стало известно «Речи», обновленный «СССР» выпускается в производственных цехах на ул. Боршодской. Занимается этим частный предприниматель Резван Алиев. Ситуацию нам прокомментировал его представитель Владимир Суслов:

— Все на самом деле не совсем так, как вам рассказали. В свое время мы вели переговоры с руководством пивзавода о том, чтобы они продали нам торговую марку «СССР», однако оказалось, что они ее не зарегистрировали. То есть они ее просто не смогли продать, так как не являются правообладателями этой марки. Сейчас мы сами подали заявку на регистрацию торговой марки «СССР». Квас мы действительно не варим, зато от нашего напитка, например, дети не хмелеют. Точно так же мы используем концентрат квасного сусла, а также добавляем очень полезный и натуральный заменитель сахара стевиозид. Все делается по рецептуре московской фирмы. Если бы кто­т пришел к нам с патентом и сказал, что же вы такое делаете, то господин Алиев сразу прекратил бы выпуск напитка под таким названием.

По словам новых производителей «СССР», сейчас они выпустили пробную партию квасного напитка, который, по их прогнозам, будет пользоваться спросом у горожан, так как он хоть и «другой», но все­так вкусный. Продаваться «СССР» будет пока только в бутылочном варианте, возможность реализации напитка из бочек не рассматривалась.

Кто же из сторон прав в споре? С этим вопросом мы обратились к патентному поверенному Российской Федерации Людмиле Разумовой, которая в течение долгого времени работает на территории Вологодской области. Как выяснилось, «Р­Брюэр» на самом деле не зарегистрировал торговый знак «СССР», хотя компания и пыталась это сделать. «Скорее всего, они не смогли его зарегистрировать, так как слово «СССР» уже закреплено за двумя другими владельцами», — считает Людмила Разумова. Владельцы — это, как ни странно, «Горбачев­Фон» (знак зарегистрирован для выпуска безалкогольного напитка «Президент СССР», на этикетке которого должен быть изображен герб Совет­ског Союза) и Всероссийский научно­исследовательски институт пивоварения и винодельческой промышленности, который также производит напитки со словом «СССР» в названии: его патент имеет меньшее отношение к нашему случаю (по причине более значительных отличий в товарном знаке). Каким образом стала возможной регистрация двух собственников знаков с «пересекающимся» словом, неизвестно, однако, по всей видимости, больше никого к «СССР» не допустили.

— Так как регистрации знака в вашем случае нет ни у одной из сторон, то никто из них оспорить что­т не сможет, — говорит Людмила Разумова. — Какие­либ судебные споры возможны лишь в том случае, если торговый знак официально зарегистрирован в патентном ведомстве. В таком случае правообладатель смог бы направить иск в арбитражный суд с требованием компенсировать ущерб и прекратить выпуск продукции под его торговым знаком. В случае с «СССР» претензии может предъявить, например, «Горбачев­Фон», однако вряд ли это им необходимо, да и вряд ли они сами что­т выпускают с заявленным названием: наверное, они просто зарегистрировали такой товарный знак, как говорится, на всякий случай.

Вместе с тем компания или предприниматель, которые хотят вывести на рынок продукт с таким названием, сами могут обратиться в Роспатент с требованием лишить тот же «Горбачев­Фон» торгового знака на том основании, что он не используется. Как гласит федеральное законодательство, зарегистрированный товарный знак должен регулярно использоваться, в противном случае спустя три года после регистрации правообладатель может его лишиться по заявлению, например, конкурентов.

«Горбачев­Фон» официально оформил свой знак в 2004 году, указанный срок в три года истекает 1 июля 2007 года. Если соответствующее заявление на самом деле будет направлено в патентное ведомство, то обязанность доказывать «используемость» знака будет возложена на «Горбачев­Фон». «Сделать это обычно очень сложно, важно доказать не просто факт выпуска, скажем, одной партии продукции, а именно регулярность использования торгового знака», — объясняет Людмила Разумова. С большой долей вероятности можно говорить о том, что «Горбачев­Фон» сделать этого не сможет.

Специалисты предрекают, что подобные конфликты в ближайшие годы будут возникать все чаще. «Наша область сегодня находится в центре внимания со стороны Санкт­Петербург и Москвы. Возможно, что вскоре мы столкнемся с настоящим валом таких споров», — считает Людмила Разумова. Остановить этот вал можно заранее: путем своевременной официальной регистрации названий своих продуктов.

Ситуация с квасом «СССР» — не первый патентный спор, который происходит в Вологодской области. В прошлом году аналогичная ситуация возникла с названием минеральной воды «Серебряная Роса»: вологодский бренд попытались отбить столичные предприниматели, однако сделать это им не удалось. Еще годом раньше в Великом Устюге разгорелся конфликт во­кру названия пельменей «Двинские»: местный предприниматель в течение двух лет раскручивал бренд, когда его наименование неожиданно зарегистрировал бизнесмен из соседней области, а после официального оформления документов еще и выдвинул иск за незаконное использование торговой марки. Новый собственник отсудил 30 тыс. рублей ущерба.

— Череповецкий квас оценили по достоинству, и это не может не радовать, но главное, что и потребителями он востребован. Сейчас мы отправляем его не только в Москву и Санкт­Петербур, но и в Мурманскую, Архангельскую области. Практиче весь Северо­Запа узнал вкус кваса «СССР». Однако прежде всего хотелось бы насытить своей продукцией потребительский рынок именно нашего города.

Директор ООО «Р­Брюэр» Иван Богалий. (Из интервью в газете «Речь» от 16 сентября 2005 года по поводу получения квасом «СССР» золотой медали на международной выставке «Российские напитки­200».)

Андрей Ненастьев
№94(22009)
24.05.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года

Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев

Последнее в рубрике

Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения

Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях