18 мая 2007 года. 09:28

Хоккейный доктор

Ведро зеленки и доброе слово — все, что нужно спортивному врачу, по мнению хоккеистов. Врач хоккейной «Северстали» Александр Федоров считает иначе.
Когда в 1972 году молодой хирург, выпускник Ярославского мединститута Александр Федоров приехал в Череповец, он вряд ли думал, что станет хоккейным док­тором, что свой 60­летний юбилей будет справлять в компании спортсменов и всего себя отдаст капризному льду, острым конькам и последствиям хоккейных баталий. Тогда 25­летний Александр Валентинович любил «для себя позаниматься легкой атлетикой» и очень хотел стать хирургом и как можно больше оперировать. Но вакансии в городской больнице не нашлось, и он становится травматологом:

— Мне тогда мой непосредственный начальник — Даниил Петрович Влацкий сказал, что хирурги режут, а травматологи собирают по кусочкам. Проработав травматологом около года, я ушел в отпуск, а когда вернулся — узнал, что меня решили прикрепить к новому направлению, нейрохирургии.

Учиться приходилось каждой манипуляции у старших коллег из Москвы и Череповца. Работа увлекала, но и о спорте Александр Валентинович не забывал. Он стал ярым болельщиком хоккея, который в 70­х годах делал первые шаги в нашем городе. Почему хоккей? Для уроженца Челябинска, который детство и юность провел в Ярославле, это закономерность. Александр Валентинович рассказывает:

— Первый раз я стал хоккейным доктором в 1972 году, в нашем городе тогда проходил Международный турнир среди юношей «Дружба». Играли команды из ГДР, Польши, Чехословакии и СССР. В нашей сборной тогда выступали сегодняшние асы хоккея: Федор Канарейкин — ныне главный тренер «магнитки», Зинэтула Билялетдинов — наставник «АК Барса». Был еще и финал всероссийской «Золотой шайбы», на играх которой я тоже работал. Но все это было хобби.

Переманил нейрохирурга Федорова из горбольницы на лед хоккеист Юрий Блохин. В 1981 году он обратился за помощью к Александру Валентиновичу, и, пока врач лечил пациента, белый халат сменила спортивная куртка с надписью «Хоккейная команда «Металлург» Череповец». 1981 год стал знаковым для Череповца — любимая ледовая дружина вышла в первую лигу. Четыре года Александр Федоров ездил со своими подопечными по всей России, переживал вместе с ними проигрыши и радовался победам, при этом не забывая, что здоровье всегда дороже успеха:

— Многие хоккеисты тогда и сейчас говорят в азарте и пылу игры, получив травму: «Ты, доктор, быстро делай укол или что хочешь, но выпускай обратно на площадку! Я хочу на лед!» Тренеры тоже стремятся вернуть игрока как можно быстрее в обойму, ведь больше всего травм бывает у тех, кто опасен для соперника. Не хватает им терпения, поэтому мне приходится иной раз уговаривать, настаивать и спорить. Ведь травма травме рознь, бывают очень опасные ушибы, которые могут поставить даже вопрос об инвалидности, если не долечить до конца.

Четыре года хоккейных баталий прекратились с рождением второй дочери — пришлось вернуться в медицину:

— Мне всегда было сложно выбрать между хоккеем и операционной в больнице. Старался быть там, где нужнее людям, никогда не разделял пациентов на начальников или рядовых, спортсменов или нет. А вернувшись в больницу, не терял связи с хоккеистами, помогал им и в лечении, и добрым словом.

Медицина и хоккей тесно переплелись и в семье хоккейного доктора: старшая дочь, 37­летняя Наталья — врач в Москве, 21­летний сын Александр — хоккеист, сейчас играет в российских клубах первой лиги. А вот вторая дочка, 26­летняя Любовь, пошла по стопам бабушки — экономист­аудитор, но, как и отец, много путешествует по миру.

В 1997 году Александр Федоров сделал окончательный выбор — хоккей. Несколько лет работал с первой командой хоккейного клуба «Северсталь», а сейчас заботится о старших воспитанниках детской хоккейной школы и фарм­клуба.

— Не жалели об уходе из профессиональной «Северстали»?

— Нет, в молодежь больше вкладываешь и больше получаешь взамен. На мне не только здоровье ребят, но и связь с родителями, ведь к тренеру психологически бывает трудно пойти, а вот врач — что­то свое. Случается, наши мальчишки скрывают свое недомогание от меня, вот и звонит мама: «Александр Валентинович, мой приболел, а на тренировку и на игру рвется». Тут я и хватаю смельчака, который рискует своим здоровьем. А вообще, профессиональный спорт никому здоровья не добавляет — постоянные перегрузки, стрессы, травмы. Поэтому важно научить ребят заботиться о себе.

Секретов у хоккейного доктора много, но Александр Валентинович никогда не скрывал их от коллег:

— Все команды гордятся умением своего доктора снять боль, зашить рану, быстро оценить повреждения на матче, составить меню, подбрать витамины… И никогда не бывает упреков, если я или врач соперника помогаем друг другу. Наоборот, начинают хвастаться: « А вот наш доктор!».. Я очень люблю хоккей, болею активно, но помогать каждому игроку и зрителю независимо от цветов клуба — дело святое.

По статистике травм, у боксеров слабое место — голова, у баскетболистов — спина, у футболистов — голени. А у тщательно экипированных хоккеистов — колени и зубы, особенно в жестких играх с потасовками. Мы поинтересовались, как же терпят боль череповецкие игроки?

— По­разному, все зависит от человека. Есть «настоящие мужики», которые с переломами могут играть. Например, Дмитрий Юшкевич играл хоть бы что с рукой, серьезно порезанной коньком. Таких надо останавливать, убеждать сделать паузу в играх для лечения. А есть такие аграванты (термин, распространенный в хоккейной медицине) — будут ныть, переживать от пустячного тычка целую неделю и на лед не пойдут — этих, наоборот, нужно силком выгонять.

— Соблюдают ли специальную диету хоккеисты?

— Да нет, ничего особенного. В первой команде — там меню состоит из нескольких вариантов, исходя из вкусов игроков. А у фарм­клуба все проще: я составляю меню, договариваюсь с поварами, контролирую качество пищи. Любимое блюдо у ребят — спагетти с курицей, как в Северо­американской хоккейной лиге, в которой традиция — перед каждым матчем нужно съесть спагетти. Любят не просто борщ, а с пампушками. Сладкое им можно и нужно — богатая углеводами пища. Нельзя в игровой период студень, в нем вещества, которые мешает выводу шлаков из организма.

— Александр Валентинович, а есть у вас секрет здоровья для всех череповчан?

— Неделю назад мне исполнилось 60 лет, и многие гости удивлялись, что я так молодо выгляжу. Говорили: «Ты, наверное, живешь в холодильнике, вот и сохранился так». А я думаю, это все от работы с молодежью, от их энергии. И с ними буду, пока здоровье —, тьфу, тьфу —, позволит. Тяжеловаты автобусные переезды — сутки тряски кого угодно доконают, но пока смогу, буду рядом. А еще судьба мне подарила встречи с интересными людьми: врачами, хоккеистами, болельщиками, с которыми у нас много хорошего в прошлом и будущем.

Полина Козина
№90(22005)
18.05.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года

Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев

Последнее в рубрике

Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения

Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях