Застройка в комплексе
Как соблюсти во дворах «равновесие» стоянок, детских площадок и газонов
Специальный документ, который будет регламентировать застройку Зашекснинского района, готовится в управлении архитектуры и градостроительства. Планируется, что застройка в этом районе города будет вестись в основном жилыми комплексами, а не отдельными домами. Это позволит не допустить существующего сегодня архитектурного хаоса и положительно скажется на виде прилегающих территорий. А жители уже построенных домов предлагают свои варианты перепланировки дворов, стоянок, детских площадок и газонов. Как рассказала «Речи» зам. начальника управления архитектуры Светлана Боченкова, план застройки Зашекснинского района будет разрабатываться при участии петербургских специалистов; он призван конкретизировать требования генерального плана развития Череповца. В ближайшее время серьезные изменения претерпят и уже существующие градостроительные документы города, в частности, будет внесена норма, касающаяся обустройства дворовых проездов шириной не менее 8 метров. Такое решение принял мэр Олег Кувшинников (закон позволяет муниципальным властям устанавливать свои правила игры в градостроительной политике).
В перспективе Зашекснинский район будет застраиваться преимущественно жилыми комплексами — массивами из нескольких домов. Это позволит еще на этапе строительства грамотно спланировать вид прилегающих территорий, которые должны соответствовать современным требованиям: важно как наличие достаточного места для машин жильцов, так и детские городки и обычные зеленые насаждения. Не секрет, что сегодня комплексное благоустройство часто оказывается невозможным. Причин несколько: дома возводят разные строительные компании, причем зачастую они делают это в разные сроки.
По словам архитекторов, каждый дом имеет свой план благоустройства территории вокруг него: застройщику необходимо сделать проезды, стояночные карманы и так называемые малые формы (это и есть детские площадки). Как следствие, у каждого дома все перечисленное и появляется. Если же здания строятся впритык, что бывает регулярно, то возникает странная ситуация: несколько небольших площадок, несколько небольших карманов, а в итоге и автомобиль не поставить, и с ребенком не погулять. Похожая ситуация, например, складывается рядом с домом № 25 по ул. Наседкина. Существующий здесь двор может считаться образцовопоказательным: и детская площадка есть, и проезды широкие, однако, по словам жильцов, вечером тут не припаркуешься — кругом машины, а площадка для детей маловата.
В качестве варианта решения проблемы горожане предлагают разнести стоянки и «детскую» территорию: вместо нескольких маленьких карманов и нескольких маленьких детских площадок сделать одну большую парковку и одну большую площадку для игр, причем на достаточном удалении друг от друга. В таком случае площадкой могли бы пользоваться дети сразу из четырехпяти домов, а стоянкой — водители из тех же домов (см. вариант на схеме). Есть, впрочем, один вопрос: а кто мешал сделать все это еще на стадии застройки?
— Новый Градостроительный кодекс со всеми изменениями, которые позволяют выполнять комплексную застройку, был принят совсем недавно, — объясняет Светлана Боченкова. — Некоторые нормы были прописаны только в 2006 году. Мы планируем, что в перспективе будут проводиться торги на комплексную застройку, что проекты будут разрабатываться с учетом благоустройства территории вокруг всего жилого комплекса. Однако пока мы не знаем, каковы будут конкретные механизмы, еще нет данных по геологии, нет нужных нам изысканий…
Тем не менее примеры комплексной застройки в Череповце уже существуют. Наиболее показательные — жилые комплексы, строящиеся в «столичном» стиле: замкнутый прямоугольник с одним или двумя въездами и детским городком внутри этого массива (см. схему). Стоянка — прямо на проезжей части достаточной ширины. Именно такой комплекс практически закончен, например, на ул. Батюшкова. Здесь ведут строительство две компании: «Двина» и «Строительноинвестиционный центр». Застройщики смогли согласовать свои интересы и разработали комплексный вариант благоустройства территории.
— Застройщики должны скооперироваться, если они строят дома рядом, — считает руководитель «Двины» Владлен Нифонтов. — Мы просто посидели вместе и подумали, как лучше сделать. Это нормальный подход. Управление архитектуры, как правило, не возражает против инициатив, направленных на улучшение результата, так что если строительство нескольких домов идет одновременно, то договориться всегда можно. Если же один дом уже построен, а второй строится впритык через несколько лет, то тут договариваться нужно уже жильцам первого дома, с их помощью нужно находить общее, компромиссное решение.
Череповецкие компании не против строить современные жилые комплексы и вкладываться в благоустройство территории вокруг них, однако специалисты опасаются, что такой способ застройки при его доминировании может вытеснить со строительного рынка небольших игроков и, как следствие, может увеличится стоимость готового жилья.
Ситуацию комментирует мэр Олег Кувшинников: — На прошлой неделе мы объехали дворы. Я специально заехал на территорию новостроек за Шексной. До сих пор нахожусь в легком шоке от увиденного. Работать по СНиПам 80х годов, по моему мнению, просто преступно. Что мы увидели в новостройках? Ширина дворовых проездов 4,5 метра, то есть два грузовых автомобиля там не разъедутся. А если поставят несколько легковых автомобилей, то и спецтранспорт — «скорая», пожарная и т.д. — не проедет. Мы заведомо идем на то, что уже через полгода, как только заселятся новые микрорайоны, все машины будут стоять на газонах. Огромное количество замечаний было высказано управлению архитектуры. Мы приняли решение немедленно внести изменения в муниципальные градостроительные планы по изменению норм по парковкам и по ширине дворовых проездов. Немедленно начать подготовку к внесению изменений в правила землепользования и застройки Череповца. Срок жесткий — к декабрю изменения должны быть вынесены на обсуждение у мэра. После этого — на одобрение депутатов городской Думы. Новый год мы должны начинать с новыми правилами землепользования и застройки города. Сейчас вся проектная документация, которая находится на согласовании управления архитектуры, остановлена. В течение ближайших месяцев все, что можно отозвать, будет отозвано для корректировки проекта застройки в части организации парковочных мест и проезжей части. Это мое жесткое требование.
Андрей Ненастьев
№90(22005)
18.05.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
