15 мая 2007 года. 13:00

Обращение Главы Вологды А.С.Якуничева к жителям Вологды

По вопросам реализации на территории муниципального образования «город Вологда» положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Уважаемые вологжане! Ежегодно, начиная с 2000 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин обращается со своим посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором дается оценка ситуации в стране и положения России на мировой арене, определяются приоритеты в социальной сфере, экономике, государственной безопасности и обороне. Часть посланий Президента были посвящены проблемам и перспективам бюджетной и налоговой политики на предстоящий финансовый год. Неоднократно Президентом поднимались вопросы эффективности управления государственными и муниципальными бюджетными ресурсами, повышения ответственности всех уровней власти за принятие решений на местах. Впервые в 2007 году направления бюджетной и налоговой политики государства определены на трехлетний период, как, впрочем, и проект федерального бюджета, внесенный на рассмотрение Государственной Думе, составлен на период 2008-2010 гг. Публичность такого документа очень важна для построения конструктивного сотрудничества между властью и населением. Для нас, вологжан, прошедшие годы были непростым периодом. Одновременно происходило реформирование бюджетного процесса и реформа местного самоуправления. Сложно ставить задачи, направленные на конкретный результат, когда система рычагов управления находится в нестабильном состоянии и, тем не менее, на уровне муниципального образования «город Вологда» были достигнуты определенные успехи. Введение в действие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ в сочетании с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации позволило сформировать более прозрачные межбюджетные отношения, четко определить перечень расходных полномочий города Вологды, и уже на основании этого формировать доходную базу. Начиная с 2005 года в городе проводится работа по инвентаризации принятых расходных обязательств и их соответствие вопросом местного значения, определенным статьей 16 Федерального закона №131-ФЗ, составлен реестр расходных обязательств муниципального образования «Город Вологда», определяющий состав и объемы действующих обязательств. Для упорядочения бюджетного процесса на территории города Вологды Администрацией города совместно с Вологодской городской Думой разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы бюджетных взаимоотношений между всеми участниками бюджетного процесса, составления и рассмотрения проектов бюджета города на очередной финансовый год и отчетов о его исполнении. Завершен переход на казначейское исполнение бюджета города Вологды. В настоящее время исполнение городского бюджета осуществляется в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассового обслуживания исполнения бюджетов, что позволило обеспечить прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджета, повысить оперативность и достоверность предоставления бюджетной отчетности. Появились возможности для более строгого контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств. С 2004 года годовой бюджет города формируется как составная часть среднесрочного финансового плана на трехлетний период. Это качественное улучшение перспективного бюджетного планирования и предпосылка к переходу формирования и утверждения бюджета города Вологды на среднесрочный период. 2006 год стал годом пробы на практике положений нового федерального закона, регламентирующего процедуры закупок товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. В развитие федерального закона была наработана и принята нормативно-правовая база, определившая перечень организаций, наделенных правами муниципального заказчика, а также порядок проведения конкурсных процедур на территории муниципалитета. В своем Послании Президент отметил, что одним из важнейших достижений в бюджетной сфере стало формирование сбалансированного бюджета на уровне Российской Федерации. Для муниципального образования «город Вологда» этот вопрос до сих пор остается актуальным. За прошедшие годы бюджет города Вологды принимался с практически предельным уровнем дефицита, основным источником покрытия которого становились кредиты коммерческих банков. На 01 января 2007 года муниципальный долг города Вологды составил 702 млн. рублей, это почти 20% городского бюджета. Реструктуризация долговых обязательств муниципалитета и снижение долговой нагрузки - одна из приоритетных задач. В этой связи следует отметить, что, начиная с 2005 года, фактически бюджет города исполняется с превышением доходов над расходами, при этом рост муниципального долга продолжается за счет увеличения суммы муниципальных гарантий, которые на сегодняшний день занимают более 50% в структуре долга города. Гарантии предоставлены для реализации инвестиционных проектов, направленных на обновление и модернизацию основных фондов муниципальных унитарных предприятий по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. В сложившихся условиях, учитывая проблемы по содержанию муниципального имущества в социальных отраслях, жилищно-коммунальной инфраструктуре города, с одной стороны, и необходимость повышения социальной защищенности работников бюджетной сферы, роста заработной платы, с другой стороны, от органов власти города требуется принятие взвешенных и последовательных решений, не допускающих возникновения расходных обязательств без соответствующего финансового источника их исполнения. Тем не менее, проводимая работа по контролю за принятием обязательств пока не дала должных результатов. В нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют место факты подписания со стороны руководителей бюджетных учреждений контрактов и договоров на суммы, превышающие бюджетные назначения, что не позволяет в полном объеме сократить кредиторскую задолженность муниципальных учреждений перед поставщиками товаров, работ и услуг. Долгое время мы формировали бюджет города Вологды, исходя из принципов обеспечения социальных расходов и неотложных нужд, для обеспечения деятельность бюджетных учреждений и содержания на минимально допустимом уровне муниципального имущества. К сожалению, остается проблемой принятие решений об исполнении обязательств, связанных с финансированием расходов по строительству или реконструкции объектов городской инфраструктуры в различных областях. Принятые решения о финансировании строительства или реконструкции объектов в течение финансового года негативным образом влияют на сбалансированность бюджета и, как следствие, влекут за собой рост кредиторской задолженности. Одной из важных проблем остается качество планирования расходных потребностей муниципальных учреждений, а также вопросы ритмичности исполнения бюджета города в течение финансового года. Меры по обеспечению в полном объеме в течение 2006 года бюджетных заявок муниципальных учреждений, в рамках казначейских технологий на проведение кассовых расходов, не смогли обеспечить равномерность исполнения городского бюджета. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине финансового года, что создает предпосылки израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток «обхода» конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд. В итоге, как следует из отчетов об исполнении бюджета города Вологды за 2005,2006 гг., появляется проблема неисполнения бюджета города по расходам. С целью внедрения программно-целевых методов бюджетирования на территории города Администрацией города Вологды проведена большая работа по улучшению качества принимаемых городских программ и повышению результативности бюджетных расходов на их реализацию. Тем не менее, качество многих из них пока не соответствует современным требованиям. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки. Многие программы не имеют индикаторов оценки результативности достижения поставленных целей, что не позволяет провести качественный мониторинг исполнения этих программ. Имеют место факты принятия городских целевых программ сроком реализации до одного года, что противоречит принципам программного решения вопросов местного значения. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Более того, существует проблема приостановления действия части городских целевых программ при утверждении бюджета на очередной финансовый год, что не позволяет достичь системности в их реализации. Исходя из вышеизложенного, я, как Глава города Вологды, считаю необходимым проведение ряда комплексных мероприятий, направленных на сбалансированность бюджета города, повышение эффективности бюджетных расходов и ответственности распорядителей бюджетных средств за их осуществление, построение оптимальной бюджетной сети, в частности: продолжить работу по инвентаризации бюджетных расходов и соответствию их требованиям Федерального закона 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», передаче расходных обязательств, связанных с решением не переданных государственных полномочий и ведению реестра расходных обязательств муниципального образования «Город Вологда»; разработать мероприятия по реализации Концепции реструктуризации муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов на среднесрочную перспективу; провести комплекс мероприятий по разработке показателей оценки результативности бюджетных расходов; разработать порядок принятия решений об увеличении действующих и принятии новых расходных обязательств; внести изменения в городские целевые программы, не отвечающие современным требованиям и бюджетным возможностям по их реализации; при составлении проекта бюджета города на очередной финансовый год необходимо обеспечить полное погашение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений за поставленные товары (работы, услуги) и ликвидации задолженности между муниципальными учреждениями; повысить уровень ответственности распорядителей бюджетных средств за счет предоставления большей самостоятельности в принятии решений, связанных с управлением бюджетными ресурсами; продолжить проведение мониторинга существующей бюджетной сети с выработкой предложений по оптимизации и приведению ее в соответствие с нормами бюджетного законодательства. Убежден, что в основу составления проекта бюджета на 2008 год должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны быть выработаны до завершения формирования проекта бюджета, основываясь на сбалансированности бюджетных ресурсов, достижении стабилизации муниципального долга и сокращении расходов на его обслуживание. Дефицит бюджета города Вологды на 2008 год не должен превышать объема расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов. При решении вопроса об увеличении действующих расходных обязательств приоритетными должны стать: дифференцированное повышение заработной платы работникам бюджетных сферы; социальная защита малообеспеченных граждан города Вологды в пределах полномочий муниципалитета; улучшение качества оказываемых муниципальных услуг; материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений. Вновь разрабатываемые городские целевые программы и законодательные инициативы должны приниматься только при наличии гарантированного источника их финансового обеспечения в полном объеме, на основе прогноза оценки социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Необходимо предусмотреть в проекте бюджета возможность реализации перехода на современные принципы осуществления муниципальных капитальных вложений и реализации инвестиционных программ. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между муниципальным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. В этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства муниципалитета по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен муниципальный контракт, подлежат включению в расходные обязательства муниципалитета и не должны быть пересмотрены. Считаю, что проект бюджета должен сохранить социальную направленность и обеспечить оптимальное распределение бюджетных ресурсов для полного исполнения полномочий городского округа, а также равную доступность предоставляемых муниципальных услуг с учетом особенностей социально-экономического развития муниципального образования «город Вологда».

Источник: Администрация г. Вологды



Популярное в рубрике

Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года

Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев

Последнее в рубрике

Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения

Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях