Волго-Балт — на ремонт
В Вытегре возобновлено судоходство через шлюз № 3 ВолгоБалтийского канала. Два дня назад здесь произошла серьезная авария: речной танкер «Волганефть217» при заходе в шлюзовую камеру протаранил верхние подъемнопропускные ворота. Причиной ЧП стала ошибка вахтенного начальника шлюза.
В результате аварии ворота 3го шлюза были сильно повреждены, танкеру тоже изрядно досталось. Но слава богу, из него не пролилась нефть. Почти сутки движение на этом участке ВолгоБалта было парализовано. ЧП лишний раз показало как важность для страны этой стратегической водной артерии, так и ее уязвимость. Построенный почти 70 лет назад ВолгоБалтийский канал сегодня находится в плачевном состоянии, а многие его участки — в критическом. Постоянно снижается грузопоток. В прошлую навигацию он был на 15 % меньше, чем в 2005 году. Простои судов достигают 5 — 6 суток, а время прохода участка водных путей, например, от Череповца до СанктПетербурга увеличилось с трехчетырех суток до семивосьми. Не перевозили свою продукцию водным транспортом в прошлую навигацию такие череповецкие предприятия, как «Аммофос», «АгроЧереповец». Основная причина падения грузопотока — обветшание речной системы. Каналы постепенно «зарастают» грунтом, теряя глубину, коегде в них осыпаются берега, сужая фарватер. Шлюзы эксплуатируются уже более 40 лет, что превышает нормативный срок работы электромеханического оборудования. При этом из бюджета поступает всего 35 % от суммы, которая ежегодно необходима на содержание и текущий ремонт гидротехнических сооружений. Инженеры, обслуживающие ВолгоБалт, а также сами речные перевозчики в один голос говорят: пропускная способность шлюзов исчерпана, система близка к краху, и навигация по ней практически в любой момент может быть остановлена.
Большая часть ВолгоБалта приходится на Вологодскую область. Губернатор Вячеслав Позгалев постоянно поднимает на федеральном уровне вопрос о необходимости реконструкции канала, предлагая, в частности, задействовать для этого средства из Инвестиционного фонда страны. Похоже, государство дозрело до того, чтобы начать эту реконструкцию, которая обойдется во многие миллиарды рублей. Скорее всего, речь пойдет о модном сейчас механизме частногосударственного партнерства, или, как его еще называют, концессии. Недавно Министерство транспорта объявило, что условия такого концессионного конкурса готовятся и он может быть проведен уже в этом году. Минтранс претендует на 6 млрд. руб. из Инвестиционного фонда РФ. Такую же сумму государство хотело бы получить и от инвестора, который в случае победы на конкурсе получит водную систему в концессию. Первым кандидатом на звание концессионера ИА «Росбалт» назвало СевероЗападное пароходство. Но вполне вероятно, что список концессионеров возрастет. Нельзя исключать, что подряд будет отдан не одной компании, а сразу нескольким. Модернизация ВолгоБалта выгодна прежде всего перевозчикам, которые транспортируют грузы по системе, — это в основном СЗП и «Вижнфлот». Кроме того, улучшение работы каналов и шлюзов может быть крайне интересно портовым компаниям — прежде всего стивидорам, работающим в порту Петербурга и получающим грузы в том числе и во время речной навигации. Это и Петербургский нефтяной терминал, и Морской порт Петербурга, и Петролеспорт, и компания «Неваметалл», недавно приобретенная ОАО «Северсталь». Вложить средства в водный путь могли бы и экспортеры — металлургические, химические, лесные и нефтяные компании.
Но даже этой немалой суммы в 12 млрд. руб. хватит лишь на то, чтобы «расшить» самые проблемные участки. В первую очередь реконструировать Нижнесвирский шлюз, соединяющий Ладогу и Онегу. Хотя в Федеральном агентстве морского и речного транспорта утверждают, что только эта стройка увеличит грузооборот на ВолгоБалте не менее чем на 30 %. Средства же, необходимые на реконструкцию всего канала, пока можно подсчитывать лишь приблизитиельно. Тоже — миллиарды. Но уже не рублей, а долларов.
Сергей Комлев
№86(22001)
14.05.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
