Есть такая заповедь: не навреди
…Когда у Николая Мельникова родился второй внук, дед посадил в его честь яблоневый сад. — Это был май, — вспоминает депутат городской думы Николай Константинович, — к тому же год 60летия Победы. Я сказал: «Пусть это будет Лелькин сад», — и все яблони прижились, все до одной.
— Когда мы поженились с Зоей Сергеевной, у нее был сын Алексей, 11 лет. Пришлось приноравливаться ко многому. Но я быстро понял (и тетушка моя меня этому научила): если чужой ребенок — не надо вмешиваться в воспитание.
Я и сам так рос. Рано потерял мать — в шесть лет, отец жил с другой женщиной. И моя неродная мать (Николай Константинович ни разу не назвал ее мачехой — авт.) не вмешивалась. Только грозила, когда я досаждал: «Я батьке скажу», — и все, этого было достаточно.
— И это возможно — совсем не участвовать в воспитании?
— Нет конечно. Но лучше свести вмешательство к минимуму. А я очень жесткий человек, и все время приходилось себя контролировать: заповедь такая есть — «Не навреди», это важно. Не дается, например, ребенку математика, — не надо на него давить. Лучше присмотреться: может, он гуманитарий. А я объяснял, если Лешке чтото непонятно было, но потом заставлял решить десять таких уравнений. И не отступал.
К тому же я женился поздно, в 32 года, — уже были привычки холостяка. Но когда родился свой сын, Антон, меня как подменили: когда комочек беспомощный к груди прижался — это все… И Леха был рад, что брат родился.
— Вы много открытий сделали в ту пору?
— Я готов ими поделиться. Многие родители совершают ошибки с самого рождения ребенка. А нужно определиться, может, еще до его появления на свет: что мы хотим — куклу или человека, который бы сам шагал, сам отвечал за свои поступки. Родители часто создают ребенку тепличные условия, хотят, чтобы он никогда не падал. Так что ж, потом за руку всю жизнь водить?! Малыш ведь приобретает привычки еще в животе у мамы, поэтому важно, чтобы беременная женщина больше двигалась — тогда ребенок вырастет более шустрым. Моя жена, например, за дватри месяца до родов рыла яму на даче — решила мне помочь! Ну и пацан родился крепкий, здоровый, 4200 г. Ей хотели кесарево делать — отказалась: «Сама рожу!», и родила. Я ею гордился.
— Сейчас многие и родители, и педагоги стонут от шустрых детишек, называют их гиперактивными…
— Да, мы часто хотим, чтобы ребенок был тихоньким, не мешал. Но каждый — личность. Так мы желаем личность вырастить или чтобы всех под одну гребенку? Если личность — значит, энергии выход надо давать, мысль не давить. Шустрому нужно позволять все. И самим воспитывать, не передавать бабушкам: у них уже силы не те. На час еще хватит, а потом дух вон. И они убивают самостоятельность: глушат инициативу, нервничают… А ребенок даже не понимает, за что его наказали. Но ведь именно такие шустрые ребята двигают прогресс. В Японии, например, давно это поняли, даже высматривают таких малышей в детских садах.
— Давайте конкретизируем ваши постулаты, Николай Константинович. Особенно этот: «Шустрому нужно позволять все».
— Когда Антон родился, мне попалась книжка Никитиных — помните, многодетная семья, которая вундеркиндов воспитывала? Чтото из их опыта, конечно, работает, но перенимать его надо очень осторожно. Ну а я первым делом понастроил в комнате спортивные снаряды: кольца, турник, шведскую стенку… Сын ползал там, как обезьяна: еще ходить не умел, а по всем этим штукам уже лазил. Мы не очень богато жили (оба бухгалтеры), все собирались тюфяк купить — подстелить. Не успели… Пришел племянник, стали они там вместе лазить, — и Антон шарахнулся с высоты… Ну, жена сразу: «Разбирай все это!» Да и сын стал бояться.
Второй опыт. Поручила мне Зоя Сергеевна выгладить пеленки. Онато их гладила с обеих сторон, а я (опять же у Никитиных) вычитал, что излишняя стерильность вредна. И погладил с одной. Она увидела: «Ах ты…»Я: «Давай я тогда буду купать Антона, а ты гладь свои пеленки». Она согласилась, а мне того и надо. Первый день купал в маленькой ванночке, потом набрал воду в большую — и плюх туда Антона. Он на дно. Я жду. Пузырики пошли, а потом он всплыл (житьто охота!).
— Железное у вас сердце, однако!
— Да у детей месяцев до трех плавательный рефлекс. А потом — все, сложно научиться будет. Так вот, через несколько дней жена заходит — а Антон лежит на спинке, на воде, ручками чутьчуть двигает — нежится!
Потом был следующий этап: я стал температуру воды понижать — и он у меня уже в холодной воде купался. Доволен был!.. Ну а потом я сглупил: поехал на учебу, а жену не предупредил, что вода холодная должна быть. Она налила «как положено», а емуто горячо — испугался, закричал… Долго потом купаться не любил.
Дальше. Хотелось, конечно, серое вещество его развивать. А я знал про Софью Ковалевскую: обои в ее детской были оклеены страницами из учебника высшей математики — и это помогло развиться ее способностям. Я купил Антону азбуку в картинках, повесил, он любовался. Потом выстриг буквы, наклеил на кубики — и мы составляли слова«поезда». Короче говоря, в четыре года он уже мог читать. И мы с женой ему много читали, а это очень важно, я считаю, для ребенка.
— Николай Константинович, в начале разговора вы сказали очень важную фразу — о том, что мы можем воспитать человека, который бы сам шагал. У вас есть опыт — как это сделать? Инфантильности в обществе более чем достаточно…
— Все родители сталкиваются с такой проблемой: давать ли ребенку острые предметы? Я отвечаю: да, только под наблюдением. У меня, например, был ящик металлический с инструментами. Антон года в полтора несколько раз укололся шилом — и сообразил, как играть. Или пассатижи ему очень нравились: щелкает, щелкает — раз, палец прищемил. Заревел. Дня через два забыл — опять щелкает, опять синяк. На третий раз стал осторожнее. Кстати, может, поэтому и в технику пошел. Позднее разбирал все: игрушки, телефон, телевизор… Учился.
С огнем такая же история. Запрещать — толку мало: еще сильнее рваться к запретному будет. Он ходить начал, я подвел его к газовой плите, зажег и говорю: «Это жига, это больно. Попробуй». Он палец сунул — и в рев, конечно. Но тут одного раза хватило. Потом всех гостей подводил к плите и говорил: «Жига!»
Или еще родители жалуются: ребенок чиркает на обоях, рвет книги. У нас тоже проблема просто решилась. Я всегда много читал газет, и часто лежа на полу. И Антон рядом, тоже «читает»: рвет. И рисовал на них, сколько хотел. Зато больше ничего не рвал и нигде не чиркал.
Так что, если ребенком заниматься, разрешать ему многое, все получится. До пяти лет ребенок все впитывает.
— То есть вы хотите сказать, что наказания при вашей системе вообще не нужны?
— Это очень сложный для меня вопрос. Дети у каждого разные. Дело еще и в том, что мой отец — фронтовик. А эти люди ожесточились за время войны, в боях… В общем, драл меня отец. И обида осталась до сих пор, особенно когда было несправедливо. Поэтому я своих детей не драл, хотя иногда и хотелось. Я в угол ставил. Старался объяснять многие вещи. Уходил с ним в другую комнату. Там играл, разговаривал. А поднять руку на ребенка, на женщину — это бессилие. Это значит, мужчина не нашел слов, не убедил — и пошел по легкому и жестокому пути.
— У вас с сыновьями всегда было взаимопонимание?
— Ну, переходный возраст нам достался… Антон тогда (середина 90х была) нашел способ зарабатывать легкие деньги — и сделал вывод: в школу ходить незачем. А я жесткий человек, взрывной, я ему сразу заявил: «Вон из дома, раз устав не признаешь!»
— Так ведь он мог на самом деле уйти!
— А он и ушел. Уехал в деревню. Ну, тут жена, конечно, молодец — нашла, уговорила. Потом вновь конфликт — и я опять: «Уходи!..» Мы, Мельниковы, упертые — и нам трудно, и с нами нелегко. А на третий раз сын заявил: «Никуда я не пойду! Вы меня родили — вот теперь и майтесь». (Ему уже 16 лет было, теперь он колледж металлургический хотел бросать.) И знаете, я понял: мои наскоки не нужны. И директор, Сергей Петрович Савичев, спасибо ему, позвонил: «Если хочешь потерять парня — стой на своем». Хотя тогда я отрезал: «Выгоняй!»
— Что за конфликт это был?
— Сын хотел перейти учиться на программиста, а мне казалось, что это игрушки, и я требовал, чтобы он окончил по специальности, по которой начал, и мог потом поступить на «Северсталь»: это надежнее. В итоге он все равно стал программистом. Так что и родители, с их жизненным опытом, не всегда бывают правы…
— Вы хотите сказать, что, случись это сейчас, вы разрешили бы сыну идти на программиста?
— Да. Не стал бы удерживать.
— Как же тогда развивалась ситуация?
— Мне пришлось менять себя. Я понял, что с сыном надо беседовать, но беседовать я тогда не мог — эмоции кипели. А через силу — сложно, да и, наверное, бесполезно. И тогда я написал письмо. Долго писал… Мол, подумай, что тебя ждет; если готов к самостоятельной жизни — иди, снимай квартиру, живи; сам рубашки стирай, сам готовь еду… Ну и так далее. Сыграло роль это письмо. Сын окончил колледж. Но главное — наши взаимоотношения стали другими. Более дружескими.
Я теперь вижу: у этих ребят, у компьютерщиков, свой мир. Мы для них — «чайники», наша эпоха ушла. В принципе, это нормально: все развивается. Они ведь даже говорят: «Зачем мне учить биологию, стихи, даты… Все есть в интернете!» Но я рад, что мой сын любит читать обыкновенные книги. Это не заменить интернетом.
Теперь жду, когда женится, дети пойдут — и я в очередной раз стану дедом.
Уважаемые читатели!
После публикации интервью с Денисом Зайцевым «Мой сын — мой учитель» в рубрике «Традиции воспитания» («Речь», 27 апреля) было много вопросов о «Родительской академии». Сообщаем: очередное занятие для всех желающих состоится 17 мая (в четверг), в 18.30, в школе № 3 (пр. Строителей, 11а).
Тема встречи: «Ребенок обманывает, не слушается, не признает семейные правила».
Занятия будут проходить в виде лекции с элементами тренинга.
Ответят на ваши вопросы, своими опытом и знаниями поделятся специалисты, практикующие психологи Межведомственной службы помощи детям и молодежи «Восхождение». Вход бесплатный.
Все вопросы по телефонам: 575513, 574803.
Срочные психологические консультации детям и взрослым по телефону горячей линии «Детство» 571007.
Все интервью рубрики «Традиции воспитания» можно прочитать на сайте www.mspdm.ru
Ирина Ромина
№85(22000)
11.05.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
