11 мая 2007 года. 08:05

Память Победы

8 и 9 мая в Череповце прошло несколько массовых мероприятий в честь 62­летия Великой Победы. Наши журналисты побывали на трех из них и поговорили с ветеранами. Всем задавали один вопрос — о 9 мая 1945 года.
8 мая в СК «Юбилейный» состоялось театрализованное представление «Жизнь на войне и без войны», на которое были приглашены 1700 череповчан. Когда концерт закончился, праздник продолжился на открытом воздухе: на площади возле спорткомплекса развернулось гулянье. Здесь работали полевые кухни, раздавались пайки. На специально установленной сцене выступали городские творческие коллективы и артисты Дворца металлургов. Помимо того в разных секторах площади участников гулянья развлекали ведущие с баянами, с ними и сами ветераны пели и танцевали.

Николай Алексеевич Шортов:

— Я служил в 6­м отдельном отряде военизированной охраны речного флота, был зам. командира взвода по политчасти. Победу застал в Череповце. Была ночь, я спал (в доме на ул. Пролетарской, 34). Вдруг забарабанило радио, загромыхала музыка. Ничего не соображая, выбежал на улицу — и понял… Народ повыскакивал из домов, кричали: «Победа!» Я побежал в казарму, провел беседу, послушали радио, повспоминали и разошлись.

Виктор Осипович Авдеев:

— В тот день я был в Берлине, в Олимпийской деревне. Я служил старшим авиационным механиком, авиация тогда уже не работала, и мы были свободны. Утром я пошел искупаться в бассейн, по дороге услышал по радио об окончании войны. Сразу началась стрельба, все обнимались, целовались… Но у меня долго оставалось такое ощущение, будто надо еще куда­то бежать, вперед, на Запад.

Григорий Дмитриевич Дмитриев:

— Не успела еще закончиться война, из нас, десантников, сформировали рабочий батальон. Мы стояли под Кандалакшей. В ночь на 9 мая я был дневальным. На рассвете слышу — стрельба. Бежит адъютант командира роты: «Война кончилась!» Я хватаю винтовку и из своей землянки — бабах! Ребята всполошились, кутерьма завертелась… Нам объявили день отдыха и раздали по сто граммов.

Александр Васильевич Шавров:

— Я был военным строителем, закончил войну 7 ноября 44­го взятием Никеля. Стояли на охране границы. В апреле 1945 года меня отправили учиться на офицера в пулеметно­строительное училище в Архангельск. Но проучился всего месяц. 9­го дневальный приходит в казарму: «Ребята, вставайте, война кончилась!» Позавтракали, и всех отпустили погулять. Я с архангельским другом Васькой пошел в город, он привел меня к своей сестре, а сам ушел к другой девчонке. Мы с ней сходили в столовую, пообедали двойными котелками, водочки выпили за Победу.

Мария Ивановна Данилова:

— Я в войну рыла окопы под Вытегрой, Устюжной. Работала на бабаевской железной дороге: ремонтировали пути после бомбежек, грузили горючее, снимали раненых. Зимой валили лес вместо мужчин. Сама родом из деревни Бабаевского района, и, когда умерли мать с отцом, меня отправили домой — ухаживать за младшими братом и сестрой. 8 мая 1945 года у нас был комсомольский слет перед посевной. Весна была дружная, ранняя — работы много. Утром 9 мая проснулись от криков: «Победа! Немцы сдались!» Тут же побежала к себе в колхоз, 12 километров неслась без остановки, чтобы рассказать односельчанам о победе. Телефонов и радио у нас тогда не было.

Станислав Дмитриевич Устинов:

— Я 9 мая 1945 года был в госпитале на Дальнем Востоке. Мне было почти 18 лет. Для нас настоящая война тогда только началась. Победу ждали сильно. В палате нас лежало 60 раненых, и утром, еще темно было, забежала медсестричка в слезах и закричала: «Победа! Миленькие, победа!» До сих пор не понимаю, как на Дальнем Востоке мы узнали эту новость одновременно со всеми, ведь по радио сказали несколько часов спустя. Но крик радости в палате помню до сих пор.

Анатолий Григорьевич Большин:

— Мне тогда было 20 лет, я был ранен при взятии Кенигсберга, теперь это Калининград. Лежал в госпитале где­то в Восточной Пруссии. О победе мы узнали ночью, неожиданно стрельба началась из зениток, автоматов, крики. Мы сперва испугались — думали, немецкий десант высадился, ведь рядом с госпиталем был аэродром. Но медсестра прибежала и закричала со слезами: «Война кончилась! Победа!» Она все от ухажера­летчика узнала. Такое было счастье!

Александр Иванович Белозеров:

— Я 9 мая 1945 года был в Череповце, вернее, в своей деревне, которая была на месте сталепрокатного завода. Меня тяжело ранили в 1942 году на Карельском фронте и комиссовали. Так что пороха нюхал совсем ничего. А о победе узнал где­то часов в 10 утра, когда в мой дом прибежал сосед с незнакомыми людьми, они все кричали, плакали, целовались. Победа! После этого весь город и окрестные деревушки высыпали на улицу, вот сюда, на площадь Металлургов. Радио было только в городе, и все слушали сообщение, затаив дыхание. Все были какие­то нарядные, очень счастливые и плакали навзрыд… Никаких торжественных речей не было — не успели все подготовить, это было по зову сердца: делились Великой Победой!

Валентин Григорьевич:

— Я родился и жил в деревне Лохта в Кирилловском районе, очень рано начал работать. В 1945 году мне было пятнадцать лет, 9 мая работал как обычно. Вдруг утром рано пришла бригадир и сказала: «Робята, война закончилась». А потом больше всего запомнилось 50­летие Победы. Нас, ветеранов, работников «Северстали», всегда чест­вуют, но тогда было особенно приятно, что люди помнят, не забывают, хотя мы уже давно на пенсии.

Прошедший День Победы запомнится многим горожанам праздничным гуляньем на площади Металлургов. Организаторы особо позаботились о ветеранах — для них у сцены полукругом поставили стулья. Приходили с детьми, внуками, правнуками. Создавалось впечатление, что в полукруг собралась одна большая семья. На импровизированной площадке ветераны танцевали под музыку, подпевая исполнителям — «Синий платочек», «Давай закурим, товарищ, по одной». Молодежь, собравшаяся на площади, с удивлением наблюдала за тем, с каким азартом и энергией танцуют герои праздника. Лирические вальсы звучали со сцены гораздо чаще, чем марши… В театрализованном представлении «Салют, Победа!» юноши и девушки в форме времен Великой Отечественной разыгрывали сцены военной жизни, танцевали и пели под мелодии 30 — 40­х годов и поздравляли ветеранов. Также на сцене стоял «свободный» микрофон — любой желающий мог подняться и спеть любимую песню или сказать поздравительные слова. Пожилые люди вспоминали, как удивительно быстро даже в самые отдаленные деревни пришла весть о победе. Кому­то объявили о ней на уроке в школе. Кто­то в это время работал в поле. Весь день 9 мая 1945 года на улицах городов и деревень не смолкали гармони, в честь праздника везде вывешивали красные флаги, а если флагов не находилось — вешали, к примеру, красную юбку.

9 мая в 10.00 на площади Металлургов состоялся традиционный Парад Победы. Погода тоже скорбила по всем тем, кто отдал свои жизни за нашу страну в Великой Отечественной войне, — шел проливной дождь. Но хмурое небо и лужи не испугали горожан — более трехсот человек вместе с детьми вслушивались в слова памяти, всматривались в серьезные лица курсантов череповецкого военного института, стоявших навытяжку под дождем. И конечно, аплодировали ветеранам, которые прошли колонной по площади. Военная форма, награды на груди, строгая выправка и печатный шаг, несмотря на здоровье и возраст… А еще — скупые слезы на глазах ветеранов, смешанные с дождем, и молодые улыбки при взгляде на своих внуков и правнуков, которые помнят о тех далеких трех годах 10 месяцах и 18 днях. После парада ветеранов на автобусах отвезли на воинский мемориал, чтобы возложить цветы к Вечному огню.

Татьяна Тихонова, Полина Козина, Евгений Моченков
№85(22000)
11.05.2007

Источник: Газета «Речь»