11 мая 2007 года. 08:05

Бой с павшими: Польша вслед за Эстонией решила демонтировать советские монументы

В Польше готовится законопроект. Если он вступит в силу, местные власти смогут по своему усмотрению устранять и перемещать памятники, связанные с Красной Армией и освобождением Польши от фашизма.
Напомним, недавно Москва резко отреагировала на перемещение из центра Таллина памятника Воину­Освободителю. МИД России также выразил «разочарование информацией», поступающей из Польши. Как заявил официальный представитель российского внешнеполитического ведом­ства Михаил Камынин, события, произошедшие в Таллине, должны были отрезвляюще подействовать на тех, кто стремится переписать историю, по­новому взглянуть на уроки Второй мировой войны. Однако в Польше решили иначе: памятники — свидетельство коммунистической и нацистской диктатуры. Международное сообщество в оценке действий эстонских властей раскололось. Власти Литвы и Латвии поддержали позицию Таллина. Поддержал ее и координатор по внеш­ней политике Европейского союза Хавьер Солана. Сдержанными в оценке были США: принимать решения в отношении памятников — прерогатива эстонского правитель­ства. Глава парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Леннмаркер ответил уклончиво: мол, не вник в детали происходящего. Генеральный секретарь ООН выразил сожаление по поводу беспорядков в Эстонии, и только.

Но не все столь спокойно отреагировали на «демонтаж» памяти о тех, кто боролся с фашизмом и победил его. Действия властей Эстонии осудил председатель комиссии по иностранным делам сената Бельгии: «Каким бы ни было отношение Эстонии к Советскому Союзу, это не может изменить тот факт, что оккупированную фашистскими войсками Эстонию освободили советские войска». Резкой критике подверг перенос Бронзового Солдата бывший канцлер Германии Герхард Шредер: «То, как в Эстонии обходятся с памятью молодых русских солдат, отдавших жизнь в борьбе против фашизма, непочтительно и не укладывается ни в какие рамки. Такое обращение с памятью погибших противоречит любому цивилизованному образу действий». Так можно ли сносить неугодные памятники? Свое мнение по этому поводу высказывают…

Петр НАУМЧЕНКО, директор череповецкого филиала Cо­временной гуманитарной академии:

— Конечно же, я против переноса памятников. Фашизма нет и не должно быть. Но оскорбителен, видимо, не столько сам факт переноса, сколько поведение властей Эстонии. Демонтаж произведен в канун Дня Победы, в атмосфере секретности, с непочтительными комментариями официальных лиц. Плевок не столько в нашу страну, сколько в душу советского человека. Отсюда и болезненная реакция, погромы. Но давайте разберемся. Перенос памятников — внутреннее дело государства. В Эстонии он был осуществлен в соответствии с международными канонами. Памятник Воину­Освободителю переместили из центра Таллина на воинское кладбище. Сработало, на мой взгляд, другое: механизм манипуляции простыми людьми, когда были задеты их чувства. Я убежден, большинство простых граждан Эстонии с уважением и почтением относятся к советским воинам, освободившим Европу и весь мир от фашизма. Снос — результат политических игр. Правильно выстраивать политику между двумя государствами — задача высшего руководства государств, их ответственность. Согласитесь, шантаж — мы вам отрежем газ, перестанем покупать ваши товары — не лучший аргумент в цивилизованном споре. А кроме того, нелишне на себя оборотиться. Свои мемориалы мы приводим в порядок разве что перед праздником. А сколько раз мы сами сносили памятники?..

Вадим МЕКК, зам. руководителя методологической группы программы «Дорога к дому»:

— Демонтаж памятников — попытка демонтажа истории, попытка переписать прошлое. Я достаточно уважительно отношусь к чувствам эстонцев, поляков, по судьбам которых прошелся тоталитаризм государственного масштаба с двух сторон — фашизм и сталинизм. Но речь идет не о символе тоталитаризма — памятнике Сталину или Гитлеру. Это демонтаж памятника воинам, которые отстаивали свободу и свою, и европейцев. Совершенно некорректно сравнивать, какой государственный режим был хуже, фашистский или сталинский. Факт остается фактом: советские воины предоставили людям свободу выбора в тех условиях, которые были. Поведение людей в Эстонии, в Польше, ратующих за снос памятников, похоже на поведение людей, которые не хотят замечать проблемы в собственной стране, пытаются прикрыться искусственно созданными проблемами, теми, что остались в прошлом. Сам демонтаж символизирует, с моей точки зрения, те эмоции, недоговоренности, с которыми люди между собой не разобрались. Мне импонирует позиция Германии. Германия не то что не предпринимает попыток демонтировать памятники советским воинам — наоборот, бережно хранит память, реставрирует монументы на собственные средства. Эта позиция мне близка и понятна. Речь идет о простых людях, отдавших свои жизни. И демонтировать памятники, которые символизируют жертвы Второй мировой войны, по меньшей мере, бесчеловечено.

Ирина СИНЯКОВА, заведующая библиотекой № 14:

— Сносить памятники нельзя, какой бы ни была история. Отчасти я могу понять чувства поляков, эстонцев, они считают нас оккупантами. Но ни в одном цивилизованном государстве не может таким варварским способом переписываться история. В этом отношении мне близка позиция Германии. И она заслуживает глубокого уважения. Вероятно, в Германии сумели сберечь и память, и историю. Не последнюю роль сыграли верные ориентиры общества. Значит, образование немцев на том самом уровне, когда к истории подходят объективно. Но я скажу о другом. К сожалению, историю плохо знают не только далекие от наших ценностей эстонцы, но и наши дети. Недавно к нам приходили пятиклассники, школу называть не буду. Они ничего не знали о Великой Отечественной войне, не знают героев Краснодона, не знают, кто такая Гуля Королева, и были сильно удивлены тем, что такая война была вообще. А мы были в шоке.

Татьяна Ковачева
№85(22000)
11.05.2007

Источник: Газета «Речь»