Тормозная недостаточность
Специальное расследование начал череповецкий отдел ГИБДД в связи с аварией, случившейся 25 апреля около универмага «Юбилейный». Напомним, что в тот день рейсовый автобус 25г маршрута сбил девушку, переходившую проезжую часть по зебре: пострадавшая попала под днище тяжелой машины, и ее протащило несколько метров. Вызволять девушку пришлось спасателям. Сотрудники милиции подозревают, что помимо человеческого фактора в происшествии мог присутствовать и технический: возможно, была неисправна тормозная система автобуса.
Поводом для такого предположения послужил тормозной след, оставленный автобусом. Специалисты подметил, что во время аварийного торможения заблокированы оказались только колеса левой части машины, кроме того, автобус даже начал уходить в занос. При наличии антиблокировочной системы (АБС) тормозов, которая официально заявлена на автомобиле, такого, по идее, быть не должно: транспорт должен идти прямо и с ровным следом от покрышек. Речь в данном случае идет об автобусе «Вольво586» 1979 года выпуска, который прошел техосмотр совсем недавно — 29 марта.
— Мы выяснили, что АБС на этом автобусе была поставлен во время капремонта, — рассказывает зам. начальника череповецкого отдела ГИБДД Александр Андреев. — Вопрос здесь в том, сработала эта система или нет. С одной стороны, многие специалисты говорят, что такого тормозного следа при рабочей АБС быть не может, но при экстренном торможении играет роль множество факторов, так что всякое случается. Мы сейчас проводим свое расследование, по итогам которого станет понятно, имела ли место техническая неисправность или нет.
По мнению начальника череповецкого отдела управления Госавтодорнадзора Анатолия Торицына, окончательные выводы можно будет сделать только после проведения технической экспертизы автобуса.
— Вы чепухи не говорите, — обиделся на вопрос корреспондента «Речи» предприниматель Александр Меньшиков, владелец автобуса. — Тормозной путь составил 28 метров, это нормально для такой машины. Для легкового автомобиля тормозной путь 18 — 19 метров при скорости 60 км/ч считается нормальным, здесь скорость была около 50 км/ч. Когда автобус с места съехал, стал виден и след от колес правой части, просто он менее четкий. Все там исправно, мы в мэрию уже написали соответствующи бумаги.
Напомним, что за последнее время это уже второе серьезное ДТП с участием автобусов Александра Меньшикова. В мае прошлого года водитель частного автобуса при въезде на остановку «Доменная» не пропустил легковую «десятку»; в результате аварии погибли двое рабочих меткомбината, возвращавшиеся домой со смены. Виновник ДТП был приговорен к лишению свободы с отбыванием срока в колониипоселени. «После этого предприниматель Меньшиков у нас на особом контроле», — пояснил «Речи» Александр Андреев.
Кроме того, в работе бизнесмена по итогам проверки последнего ДТП выявлены и другие нарушения.
— Нами были найдены нарушения в режиме труда и отдыха водителей, — рассказывает Анатолий Торицын. — Составлен соответствующи протокол, теперь арбитражный суд должен принять решение о наложении штрафа. Как правило, размер таких штрафов не менее 3 тыс. рублей. Понимаете, у Меньшикова сегодня 18 автобусов, так что и вероятность ДТП выше: у кого больше машин, тот больше рискует, это естественно.
Окончательное заключение о том, что случилось25 апреля около «Юбилейного», даст следствие, а затем дело будет слушаться в суде. Однако выяснить, исправен или не исправен автобус, можно было бы и раньше. Суть проблемы в том, что сегодня все автобусы, на которых установлена АБС (а это большинство городских автобусов), во время техосмотра не проходят через тормозной стенд. Проще говоря, состояние их тормозов практически никак не контролируется (!), за исключением разве что стояночного тормоза.
— Чтобы проверить автобус с АБС, необходимо разогнать тормозные барабаны на стенде инструментального контроля со скоростью свыше 15 км/ч, — объясняет Александр Андреев. — Наши барабаны обеспечивают скорость вращения только до 15 км/ч. В Череповце сегодня нет стендов, на которых можно было бы проверить автобус с АБС. Законодательство позволяет применять такую методику: разгонять автобус до 40 км/ч, а потом применять торможение, измерять тормозной путь и так далее. Но для этого нужна хотя бы соответствующая площадка…
Как результат, инспектора сегодня не имеют практическ никаких инструментов для контроля тормозной системы автобусов с АБС: техталон их владельцам выдается без прохождения тормозного стенда.
Есть и еще один аспект проблемы: городской парк частных автобусов изношен донельзя, и технические неисправности общественного транспорта в последнее время стали привычным делом. Так, по данным ГИБДД, сегодня, если исключить относительно благополучную муниципальную автоколонну № 1456, лишь 11 % рейсовых автобусов имеют возраст около года. Еще порядка 7 % — до 5 лет. Остальная часть — «старики», которым по 10 лет и более.
— Старые автобусы стоят иногда в десять раз дешевле новых, — объясняет начальник транспортного отдела мэрии Игорь Волков. — Однако проблема в том, что они в большинстве своем уже выработали ресурс, от них избавляются в других странах и везут к нам. Сегодня лишь немногие предприниматели берут новые машины в лизинг, но такие примеры у нас всетак есть. Мы в свою очередь не можем в этом смысле вмешиваться в частный бизнес. Конечно, мы можем провести конкурс на маршрут с условием, чтобы автобусы на нем были не старше 10 лет, но кто тогда возить будет?
Проблема с изношенностью автобусов еще более сложная, чем с их техосмотром: ее решение в основном зависит от сознательности владельцев общественного транспорта и их желания не просто получать прибыль, но еще и обеспечивать безопасность, а также элементарный комфорт пассажиров.
Есть и третий вопрос, который возник в связи с ДТП у «Юбилейного». Вопрос не столь масштабный и куда более прозрачный: количество пешеходных переходов на ул. Сталеваров и грамотность их нанесения оставляют желать лучшего. Как стало известно «Речи», в течение ближайшего времени, по крайней мере, два перехода на ул. Сталеваров будут ликвидированы. Также всерьез обсуждается вопрос об установке на перекрестке с Московским пр. светофора. Ответственные структуры надеются, что это хотя бы отчасти повысит безопасность на одной из самых напряженных городских улиц и позволит избежать повторения последних событий.
Состояние пострадавшей в аварии 25 апреля девушки, лаборанта первой горбольницы, сегодня оценивается как удовлетворительное, хотя описание полученных травм заняло бы немало газетного места. Как сообщил «Речи» лечащий врач пострадавшей, ее здоровью сейчас ничто не угрожает. Какихлиб серьезных последствий также не предвидится: через две недели девушку, скорее всего, выпишут и со временем она полностью поправится.
Антиблокировочная система (АБС) — устройство, призванное помочь водителю добиться наиболее эффективного торможения автомобиля и сохранения контроля над машиной в любых условиях. Принцип действия АБС прост: препятствование блокировке колес при нажатии водителем педали тормоза. Это обеспечивает автомобилю минимальный тормозной путь, а также заставляет его слушаться руля: ведь при заблокированных колесах машина неуправляемо скользит вперед, даже когда руль вывернут до упора, да еще и норовит уйти в занос. Современная АБС имеет четыре датчика, которые постоянно измеряют скорость вращения каждого из колес, и исполнительный механизм, растормаживающий по команде блока управления любое колесо, крепко зажатое тормозной системой. АБС, таким образом, фактическ имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес с помощью прерывистого торможения. Однако АБС делает это с недоступной человеку частотой и точностью — до 15 циклов в секунду. На серийном автомобиле АБС впервые появилась в 1978 году — покупатели Mercedes SClas могли заказать эту систему в качестве опционального оборудования. Чуть позже аналогичная система появилась и у конкурентаSClas — BMW 7.
Андрей Ненастьев
№82(21997)
07.05.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
