2 мая 2007 года. 13:03

Проверяют чиновников и транспортников

Привлечь к ответственности чиновников мэрии, которые распределяли компенсации транспортникам за перевозки льготников, — с таким заявлением в милицию обратилась бывшая владелица ныне закрытого автобусного маршрута № 21 Светлана Кипрюшина.
Одновременно с этим контрольная палата городской Думы выявила факты искажения данных о количестве перевезенных льготников в работе предприятия «Вологдатрансагентство» (маршрут № 25). Сразу же после этого в транспортном предприятии «Фортуна» (маршруты №№ 16 и 27) сотрудники управления по борьбе с оргпреступностью изъяли финансовые документы и опечатали сейфы. Что связывает эти события?

Руководитель транспортного предприятия «Линокс» Светлана Кипрюшина в течение нескольких лет обеспечивала перевозку череповчан на 21­м маршруте и широко прославилась в основном тем, что однажды сама разбила обрезком трубы стекло муниципального автобуса, который поставили на ее маршрут. В октябре 2006 года 21­е автобусы перестали работать вовсе, и вот теперь их хозяйка вновь заявила о себе. Светлана Кипрюшина просит милицию проверить, насколько правильно чиновники мэрии распределяли компенсации за перевозку льготников во время ее работы.

По мнению предпринимательницы, ей был причинен существенный материальный ущерб. Период, о котором идет речь в претензии, начинается с 2003 года. «По заявлению Кипрюшиной на самом деле идет проверка, больше я ничего сейчас сказать не могу», — был краток начальник 5­го отдела управления по борьбе с оргпреступностью УВД области Александр Трифанов. Сама Светлана Кипрюшина от комментариев также отказалась: «Идет проверка, милиция разбирается».

Тем не менее по различным данным нам удалось восстановить историю конфликта. Начался он еще в 2004 году, когда специалистами транспортного отдела мэрии были выявлены нарушения в работе Светланы Кипрюшиной. Как свидетельствуют акты проверок, предпринимательница необоснованно завышала в документах количество перевезенных пассажиров, а также количество выходивших на линию автобусов. На тот момент именно на основании этих данных распределялись деньги за перевозку льготников.

— Она передавала нам справки, в которых указывала, что перевозит 300 тыс. платных пассажиров в месяц, плюс еще льготники, — рассказывает начальник транспортного отдела мэрии Игорь Волков. — Это при том, что она работала «пазиками» на не самом напряженном маршруте. Наши проверки показали, что в реальности она возит в несколько раз меньше. Мы по­требовали от нее предоставить подтверждающие документы, но она этого не сделала, и мы приостановили финансирование — до получения этих документов. В конечном итоге мы вынуждены были пересмотреть подход к распределению денег, чтобы исключить возможность приписок. В прошлом году Светлана Кипрюшина сама ушла с маршрута. Невыгодно, видимо, стало.

Светлана Кипрюшина неоднократно жаловалась на то, что в деле есть подоплека: мол, городские власти и Игорь Волков в частности пытаются отобрать у нее прибыльный маршрут и отдать его неким протеже.

— Они попытались поставить на мой маршрут два автобуса автоколонны № 1456, — рассказывала в интервью газете «Голос Череповца» Светлана Кипрюшина (номер от 23 ноября 2004 года). — Основания — результаты проверки маршрута № 21, проведенной, кстати, незаконно. На подобные проверки должны были пригласить руководителя автотранспортного предприятия, то есть меня, чего сделано не было. Проверка показала, что в движении автобусов № 21 есть интервал более 50 минут (в моем графике он предусмотрен как обеденный перерыв). Они решили, что я не справляюсь с маршрутом и отправили по 21­му два автобуса автоколонны.

По словам Игоря Волкова, автобусы автоколонны были отправлены даже не столько для стабилизации работы маршрута, сколько для того, чтобы проверить реальный пассажиропоток, так как бумаги, которые предоставляла предпринимательница, вызывали серьезные сомнения. «Нас регулярно проверяют, если сейчас еще раз хотят, то пусть еще раз проверят. Мы просто стараемся навести порядок», — поясняет Игорь Волков.

Практически одновременно с возобновлением истории с 21­м маршрутом контрольная палата гордумы выявило нарушения в работе ОАО «Вологдатрансагентство», которые датируются 2005 годом: «установлены факты искажения данных о фактически выполненной работе, как в сторону завышения объемов транспортной работы, так и в сторону их уменьшения. В результате за апрель 2005 года в пользу ОАО «Вологдатранс­агентство» перераспределено 42,7 тыс. рублей, а за октябрь 2005 года, наоборот, ОАО «Вологдатрансагент­ство» недополучено 26,7 тыс. рублей», — говорится в отчете ревизоров. В итоге мэрии города предложено рассмотреть вопрос о целесообразности заключения договора с ОАО «Вологдатрансагентство» на автобусные перевозки. Проще говоря, поставлен вопрос о смене перевозчика на 25­м маршруте.

— «Вологдатрансагент­ство» предоставляло нам неверные данные о количестве посадочных мест в своих автобусах, — рассказывает Игорь Волков. — Например, для автобуса реальной вместимостью 112 мест они указывали, что он может перевозить 154 пассажира. Соответственно, расчеты транспортной работы, в основе которых лежит как раз вместимость автобуса, расстояние маршрута и количество рейсов, оказывались неверными. В свою очередь оказывались неверными и финансовые расчеты: им перечисляли большее количество денег в качестве компенсации за льготных пассажиров.

С этим согласен и руководитель ОАО «Вологдатранс­агентство» Игорь Сидоров:

— Скорее всего, на самом деле было завышение по вместимости автобусов. Однако непосредственно нашей вины в этом нет, так как у нас нет своих автобусов: мы работаем с частными предпринимателями на основании договоров, организуем перевозки. Они ездят по марш­руту, а потом предоставляют нам все документы. Мы, в свою очередь, передаем их в транспортный отдел мэрии. О проверке контрольной палаты я поставлен в известность, но вопрос уже решен: договор с нами продлили, и мы нормально работаем.

Связь проверки контрольной палаты с по­следними действиями правоохранительных органов руководитель ОАО «Вологдатрансагентство» опроверг: «К нам никто не приходил, в чем там дело, мне неизвестно».

Приходили в транспортное предприятие «Фортуна» (маршруты № 16 и № 27). Кстати, тот же 5­й отдел УБОП, который занимается проверкой по заявлению Светланы Кипрюшиной.

— Они изъяли все документы, включая черновики, до сих пор опечатаны сейфы, — возмущается руководитель «Фортуны» Илья Вохмянин. — Пришли с понятыми, ничего мне толком не объяснили. Потом вызвали к ним в отдел, стали задавать какие­то во­просы. Документы до сих пор не вернули, а нам ведь работать как­то надо. Что происходит, мы сейчас вообще не понимаем.

Примечательно, что маршрут № 27 достался «Фортуне» совсем недавно, сюда они перешли с 25­го маршрута, которым теперь занимается, как уже сказано выше, ОАО «Вологдатрансагентство». Видимо, правоохранительные органы решили комплексно подойти к делу и проверить всех «подозреваемых».

— Весь этот вопрос с компенсациями за льготников может быть решен очень быстро, — считает Игорь Волков. — Нам нужно вводить электронные карты проезда в общественном транспорте. При их использовании учитывается все, мы можем проверить какие угодно данные, вплоть до фамилии каждого конкретного льготника, воспользовавшегося автобусом. Никаких приписок и искажений там быть просто не может.

Проблема введения электронных проездных (такая система давно и успешно работает в ряде центральных городов) неоднократно обсуждалась муниципальными властями, однако на ее реализацию средств изыскать так и не удалось. Здесь, впрочем, важен не столько технический, сколько финансово­организационный аспект дела: корректное перечисление компенсаций за льготников — это тот стимул, который поддерживает перевозчиков в тонусе и позволяет череповчанам нормально пользоваться автобусами даже в «минусовые» с точки зрения бизнеса часы. Таким образом, речь идет о стабильном транспортном обслуживании всех категорий населения и четких правилах игры на рынке перевозок. И о том, какие финансовые ресурсы город­ские власти готовы потратить в этом направлении.

Андрей Ненастьев
№79(21994)
02.05.2007

Источник: Газета «Речь»