Жизнь — дорога к храму
Картины знаменитого череповецкого художника Николая Гришачева, который проглотил не один килограмм угольной пыли, рисуя производственный пейзаж, и попутно научил всех заводских горновых позировать, от времени делаются только лучше. И популярнее. И дело не в том, что интерес к живописному соцреализму переживает сейчас невиданный подъем, особенно среди иностранцев.
Высокое качество гришачевских картин, которое, пристально вглядываясь в мазки, пытаются постичь начинающие художники, и сегодня признано всеми, профессионалами и любителями. Выставка живописи и графики в 126 полотен, приуроченная к 75летию Николая Гришачева, до которого он не дожил семнадцати лет, открылась в Выставочном зале на ул. Юбилейной, 36.
Человек труда, коего многие коллеги художника изображали несколько лубочно, на картинах Гришачева всегда оставался прежде всего человеком. «Вот эта картина, наверное, моя любимая, — Николай Гришачевмладший, сын художника, подводит нас к огромной, до потолка, картине. — Называется «Портрет горнового Тихомирова». Посмотрите, как папа тут верно все изобразил: горновой на перекуре, сигарета в руках, усталое лицо, глаза, этот взгляд в никуда».
На выставке Гришачевмладший за главного, вполне может сойти за экскурсовода, знает каждую картину и историю ее создания. Сын стал папе тезкой, а вот продолжателем не стал. «Я не верю, что в жизни могут быть наследственные художники, — говорит Николай Николаевич. — Да я и не пытался этим заниматься, понимал, что мне не дано».
Николай Гришачевстарший родился в Сибири, в АнжероСудженске, в семье рабочего. После войны окончил нижнетагильское училище прикладных искусств. Приложить свое искусство туда, куда желалось, после нескольких лет работы учителем рисования в школе удалось лишь спустя десять лет. По приглашению череповецкого меткомбината Николай Иванович прибыл в наш город и более его не покидал. Имеется в виду, надолго — путешествовать Гришачев любил и, более того, для художника считал необходимым. Должно быть, оттого тема дороги стала для него магистральной. Правда, понимал он ее несколько шире, чем дорстроевец в оранжевой безрукавке. На его картинах — дорога жизни, судьбы человека, непременно заканчивающаяся храмом. Когда он получил известность, обзавелся авторитетом в Череповце и стал наконец председателем местного отделения Союза художников СССР, жизненная дорога Гришачева стала петлять и мешать прежнему стремительному движению. Ежедневно приходилось заниматься тысячей дел — выбивать квартиры и мастерские для художников, подбрасывать им заказы и подработки, чтобы не ушли в дворники. «Коля, тебе бы не распылять себя этим, а над картинами работать», — сказал ему както собрат по кисти Анатолий Наговицын.
Трудолюбие и плодовитость Гришачева помогла при всем обилии нетворческих забот не обделить потомков живописным и графическим наследством. Оно обширно и разнообразно. Несколько десятков работ Николая Гришачева находятся в фондах городского музея и в галерее Евгения Лунина. Более сотни полотен бережно хранят в семье. «У нас под них целая комната отдана», — сообщает нам сын художника.
Сергей Виноградов
№78(21993)
28.04.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
