20 апреля 2007 года. 09:52

Завод КПД и свидетели его истории (Из опыта директора)

Месяц апрель вошел в историю череповецкого завода КПД как начало нового отсчета времени в жизни этого предприятия. Именно 7 апреля 2003 года, после почти восьмилетнего забвения, коллектив завода отрапортовал о выпуске первого железобетонного изделия. Первого именно в новой истории предприятия. Многие тогда не верили, что завод КПД способен возродить свои традиции, но мало кто даже знал, что он, собственно, и не прекращал своего существования.
— Лично я никуда и не уходил с тех пор, как в 1986 году приехал молодым специалистом после окончания Новочеркасского политехнического института, — делится директор завода КПД Игорь Ольгертович Виксна. — Не уходил даже когда сам завод уже не работал, а зарплату выдавали консервами. Но в 1986 году о таком повороте событий никто и не помышлял. Тогда все были заняты исключительно наращиванием темпов производства и боролись за производительность труда.

Поэтому, чтобы ознакомиться с производством, сразу же после прихода на работу я попросил принять меня в должности слесаря. Проработал, правда, недолго. Нехватка инженерно­технических работников ощущалась остро. Дальше меня перевели механиком в формовочный цех. Там я провел большую часть профессиональной деятельности. Цех считается основным. Сначала я там был механиком цеха, затем старшим инженером­механиком, потом уж и первым заместителем начальника цеха.

Но история сделала крутой зигзаг. Правда — на время. К 1996 году после развала Союза и экономики страны строительная отрасль пришла в упадок. Изделия завода КПД перестали быть востребованными. Нас из 550 работников завода осталось всего семь человек. Сутками дежурили — насколько могли, охраняли территорию. Нашей главной задачей было сохранить оборудование, которое мы с таким трудом в свое время создавали и налаживали. Мы верили, что времена изменятся.

— Насколько смогли — настолько сохранили. Именно благодаря этому новое оборудование покупать не пришлось. Восстанавливали то, что было. При этом шли по пути минимальных издержек. Первую линию комплектовали исключительно из того, что оставалось от советского периода. Остальные механизмы технологического оборудования покупались новыми.

Решающий рывок по восстановлению завода КПД произошел в 2002 — 2003­м. Мы изготовили адресную подачу бетона по аналогу финской фирмы Lohia, но с учетом выявленных недостатков. Получилось неплохо. Ведь новый завод КПД — это как современное производство железобетонных изделий, отвечающее всем требованиям текущего дня, это одно из лучших предприятий в Северо­Западном регионе. У нас отличное российское оборудование. В свое время оно зарекомендовало себя должным образом. Кроме того, мы ориентируемся на российского поставщика. Наше оборудование полностью соответствует самой передовой технологии изготовления бетона. Надо сказать, что по энерговооруженности завод КПД в разы превышает другие аналогичные предприятия Череповца.

Главное конкурентное преимущество завода КПД — это его рабочий коллектив высшей квалификации. Костяк коллектива сформирован из тех людей, которые свою трудовую биографию начинали с завода КПД. У них к заводу теплые патриотиче­ские чувства. Очень многие из тех, кто в свое время был вынужден покинуть предприятие, — вернулись. Более 20 процентов технологического персонала составляют люди, которые в свое время работали здесь. Сегодня коллектив предприятия составляют более 170 человек. Из них 36 инженерно­техниче­ских работников. Это профессионалы, благодаря которым мы делаем выпускаемую продукцию качественной и востребованной.

Даже по западным меркам сегодня технологию нашего производства можно считать современной. То, что сейчас предлагается на рынке из строительных технологий, мы осуществляем в полном объеме. На каждой конвейерной линии автономное бетоно­смесительное отделение. Качество строго отслеживается заводской лабораторией. На каждом этапе производства — приемка ОТК.

Всего в составе завода КПД четыре производства: наружных стеновых панелей, плит­перекрытий, внутренних стеновых панелей, доборных изделий. Все вместе они выпускают комплект жилого дома традиционной для Череповца 125­й серии. В каждом производстве — два мостовых крана. Они взаимозаменяемы. Ломается одно оборудование — технологический процесс не прерывается. В настоящее время наши мощности не востребованы полностью. Это связано с субъективными и объективными обстоятельствами. Невозможно заложить сразу много проектов. Стадия проектирования и согласований длится от восьми месяцев до полутора лет. После этого надо подготовить фундамент. Получается, что полтора года проектируем, два месяца монтируем. Пока здесь узкое место. Это объективная причина. Кроме того, мы смотрим в будущее и уже сейчас стараемся уделить больше внимания замене старого оборудования. Имеющееся оборудование, конечно, находится в хорошем рабочем состоянии. Но надо учесть, что у него «за спиной» два десятка лет работы. Оно пережило несколько восстановлений, а это уже снова повод думать о техперевооружении. Нами в этом году создан технолого­конструкторский отдел, который занимается чертежами на металлоформ. Большую работу предстоит провести по увеличению номенклатуры продукции. Выпускать только жилые дома — зацикливаться на одном сегменте рынка — нельзя. Мы проанализировали строительный рынок и поняли, что есть большие проблемы — нехватка мощностей по комплектации стандартными изделиями. Это фундаментные блоки, сваи, перемычки — все это мы хотим освоить в этом году. Для физических лиц — колодезные кольца, крышки колодезные и т.д., такая мелочь, которая и стоит недорого, и крайне необходима и в быту, и на даче. В свое время, еще при социализме, был принцип: чем меньше изделий, тем больше производительность. Но увеличение номенклатуры — это реалии дня.

— Мой кабинет открыт для всех. Любой работник может постучаться, и все проблемы, которые у него есть, выговорить мне, попросить совета. Коллектив по возрасту разношерстный. Есть и пенсионеры, которых мы уговариваем поработать еще. Они востребованы. В основном коллектив состоит из людей среднего возраста, они свой опыт постепенно отдают молодым. Молодых тоже немало — мастера, технологи. Мы строим общение так, чтобы в коллективе были дружеские отношения. Мы уверены, что в этом случае и дело быстрее делается. И нет камня за пазухой. Никто никому подножку не подставит. Конечно, иногда и на крик исходишь, и кулаками стучишь. Но это рабочие моменты. Это лишь для того, чтобы подстегнуть человека, направить на решение определенной задачи. Все сектора ответственности в коллективе поделены, и что мне нравится, никто не отказывается от ответственности. Каждый, если необходимо делать дело, берет на себя ответственность и отчитывается о выполненной работе. Если нужна помощь, приходит, просит — не стесняется. Идеальных предприятий не бывает. Это процесс последовательности, преемственности. Хотелось, чтобы она поддерживалась. Сейчас среди руководителей у нас на заводе КПД, к сожалению, преобладает средний возраст. Через пять лет это уже будет возраст пожилой, поэтому хочется, чтобы приходило больше молодых, чтобы они перенимали наш ценный опыт. К слову, очень нужны технологи производства бетонных изделий.

Даже если они в будущем не останутся на нашем предприятии — молодым мы всегда рады. Но все же хочется, чтобы они набрались опыта и отдали свои знания именно на нашем предприятии.

Анастасия Шамахова
№72(21987)
20.04.2007

Источник: Газета «Речь»