Станет ли «Соломон» «возвращенцем»? Это решится на завтрашнем аукционе в Нью-Йорке
Завтра в Нью-Йорке пройдут Русские торги аукциона Christie’s. Будет выставлено в общей сложности 337 лотов. Но еще задолго до аукциона стало понятно, какой из них окажется самым дорогим: это картина нашего знаменитого земляка Василия Верещагина «Стена Соломона» («Стена Плача»). Специалисты называют предполагаемую цену полотна — $3 — 5 млн.
«Стена Соломона» была написана художником в 1885 году в Париже по впечатлениям от путешествия на Святую землю. Верещагин хотел выставить ее в России, но получил жесткий отказ, инициатором которого выступил Священный Синод. В самой «Стене…» ничего крамольного нет — просто вид древней священной стены, так называемой Стены Плача, или, как ее еще именуют, Стены Соломона, и толпа паломников у ее подножия. Проблема заключалась в других картинах серии: в 1884 году художник поехал в Сирию и Палестину, неожиданно решил создать несколько полотен на евангельские сюжеты и истолковал их в свойственном ему историкоэтнографическом бескомпромиссном ключе. Церковь признала картины чистейшим святотатством, на выставке в Вене фанатик облил «Святое семейство» и «Воскресение Христово» кислотой. Художник опасался даже покушения на свою жизнь: «Я переложил револьвер из заднего кармана в боковой — будь покойна»,— писал он жене. Серию сразу увезли на выставку в США и распродали на аукционе в НьюЙорке в 1891 году.
Многие десятилетия «Стена…» принадлежала Музею Калифорнийского университета в Беркли, который недавно решил расстаться с нею и выставил на торги. Но сначала музей любезно предоставил верещагинскую картину Третьяковской галерее, где она выставлялась с 6 по 16 марта этого года.
— Я давно не видела таких очередей в Третьяковку, — сказала «Речи» директор Череповецкого музейного объединения Татьяна Сергеева. — Люди шли специально на эту картину.
Татьяну Ивановну на эту «выставку одной картины» пригласило руководство галереи: имя Верещагина неразрывно связано с Череповцом, малой родиной художника. Гендиректор Третьяковской галереи Валентин Родионов не скрывает, что жаждет заполучить этот шедевр в коллекцию музея, где Верещагину отведен целый зал. Понятно, что самой галерее такое приобретение не по карману. И вот накануне аукциона сразу несколько центральных газет сообщили, что «Стену…» якобы собирается приобрести и подарить Третьяковке российский миллиардер Виктор Вексельберг, несколько лет назад потрясший весь мир покупкой за $100 млн. коллекции пасхальных яиц работы Фаберже. Так что остается только подождать завтрашнего дня, чтобы узнать, вернется ли верещагинский шедевр на родину.
У Татьяны Сергеевой планы несколько скромнее: в этом году музейное объединение планирует в рамках традиционных Верещагинских дней организовать в Череповце выставку его картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Серия «1812 год» была начата Василием Верещагиным в 1887 году, писалась на протяжении 15 лет и включает в себя 21 работу. Татьяна Сергеева не исключает, что несколько картин из этой серии нынешней осенью приедут в Череповец.
Последняя картина серии — «Переправа наполеоновской армии через Березину» (закончить ее художник так и не успел) — буквально на днях была представлена в Историческом музее после длительной реставрации.
Сергей Комлев
№68(21983)
17.04.2007
Более миллиарда похитили у вологжан дистанционные мошенники с начала года
Пресс-служба областного управления МВД России обнародовала статистику за десять месяцев →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
