9 апреля 2007 года. 11:09

В борьбе с пиратскими дисками пока побеждает пиратство

С 1 апреля на территории России запрещено торговать дисками с фильмами, музыкой и программным обеспечением в палатках и с лотков. Соответствующее постановление правительства вступило в действие. Тем не менее во многих городах, в том числе и в Череповце, ничего не изменилось: закон пока бессилен против пиратов, продукция которых, как и прежде, пользуется большим спросом.
Очередное антипиратское постановление направлено на упорядочение торговли дисками и вытеснение с рынка нелегальных торговцев. Отныне вводится не только запрет на торговлю дисками с лотков и в палатках, но и ужесточаются требования к продавцам продукции подобного рода. Так, правительство требует от торговца иметь «сведения о названии, местонахождении и лицензии изготовителя, технических характеристиках товара, об обладателе авторского права по продукции и регистрации компьютерных программ и баз данных, если они были зарегистрированы».

Кроме того, продавец фильмов должен обладать знаниями едва ли не профессионального киноведа: по первому требованию он обязан сообщить не только название киноленты и ее режиссера, но и композитора, автора сценария, исполнителя главной роли и так далее. В случае с лицензионными дисками эти данные содержатся на обложке коробки, однако при продаже пиратской продукции обнаружить такую информацию удается далеко не всегда.

Законодатели, таким образом, пытаются вернуть положение прошлых лет, когда фильмами на самом деле торговали весьма профессиональные люди, способные предоставить хотя бы минимальные данные о товаре. «Сегодня я могу найти разве что человека, который более­менее хорошо разбирается в компьютерных программах. Но в смысле фильмов или музыки… Таких людей просто нет, или они требуют слишком больших денег», — объясняет один из череповецких «лоточников», по понятным причинам не пожелавший назваться.

Новое постановление также обязывает продавца продемонстрировать диск, что называется, в деле. То есть он обязан включить фильм или музыкальный диск, если покупатель пожелает проверить качество товара. В этом случае все вполне понятно: нужен лишь нормальный DVD­проигрыватель и телевизор или же компьютер, которые есть зачастую даже в самых захудалых торговых точках. Сложнее, если покупатель захочет проверить программный продукт: конечно, теоретически можно установить операционную систему Windows Vista в присутствии клиента, однако это весьма длительный процесс. Впрочем, даже при просьбе поставить что­то более «легкое» покупатель, скорее всего, получит отказ: продавец просто не сможет работать, если каждый захочет тестировать на его компьютере все программы, которые сегодня есть на рынке.

Столичные торговцы, на которых уже начала «наезжать» милиция, быстро нашли законодательный нюанс: в обсуждаемом постановлении не прописано понятие «палатка». На это и ссылаются продавцы: мол, никакая у нас не палатка, а полноценный павильон. Попробуйте доказать обратное. В худшем положении лоточники: лоток — он, как известно, и в Африке лоток.

А как в Череповце обстоит дело с торговлей дисками? Мы обошли несколько рынков и магазинов, чтобы выяснить это на месте. К слову сказать, уличных «развалов» с такой продукцией найти не удалось, да и киосков немного: видимо, диски «переехали» в крупные магазины и супермаркеты. Почти в каждом большом магазине сейчас можно найти музыкальный отдел.

Зайдя наугад в один из таких отделов, мы еще издали услышали, что с аудиотехникой здесь все в порядке: магнитофон разносил бодрую мелодию.

— Да, диски у нас прослушать можно, — подтверждает продавец. — Если, конечно, покупать собираетесь. Диски ведь все запакованы, а если вы его распечатаете и не купите — кто его потом возьмет? А если покупаете — пожалуйста, магнитофон у нас и аудио, и МР3 читает. Телевизора вот нет, да мы ведь видео и не продаем. Так что — все по новому закону!

Мы бросили взгляд на полку, где, как нам помнится, стояли видеоконцерты разных известных групп. Теперь там красовались журналы и музыкальные энциклопедии… Дейст­вительно, все по закону.

В другой торговой точке, делящей жилплощадь с компьютерным магазином, телевизора тоже не было. Зато был компьютер — не самый современный, но вполне способный прокручивать и CD, и DVD. Вопросы отпали сами собой.

Похожая ситуация в каждом музыкальном отделе, где мы побывали: магнитофон, а порой и телевизор с DVD­плеером, или даже компь­ютер, имелись в наличии. Сразу два плюса: и закон не нарушен, и продавец не скучает… Впрочем, изрядно побегав, мы нашли­таки одну технически отсталую точку — киоск. Музыка в нем тоже играла, но, как выяснилось, издавал ее кассетный магнитофон. «Послушаете дома, — ответил нам продавец на просьбу дать прослушать купленный диск. — Если брак есть — вернете, для того и чек даем». На вопрос, знает ли он о новом законе, ответил, что это забота хозяина точки. И добавил, что на его месте ставить сюда компьютер не стал бы: еще кто­нибудь на него позарится да и обчистит «ларек»…

Андрей Ненастьев, Алена Андреева
№63(21978)
09.04.2007

Источник: Газета «Речь»