28 марта 2007 года. 08:58

Сказка ложь, да в ней намек

Сказочный жанр сегодня — самый востребованный. Но и самый затратный
Театр «Знак» делает по­следние штрихи к «портрету» свежего спектакля. Премьера детской сказки «Лесной переполох» по произведению Сергея Михалкова запланирована на последний день марта.

Кто­то спросит: разве это событие — новая сказка? Отвечу: еще какое. Это в кинотеатрах по две, а то и три шумные премьеры в неделю. Местный театр, дай бог, столько же раз пополнит свой репертуар в год. А когда речь идет о постановках для детей, тут и вовсе чуть ли не пустыня; хошь не хошь, а поведешь заскучавшее в четырех стенах дитя в кино на «Черепашек­ниндзя». Детский репертуар, пожалуй, самый востребованный в городе. Билеты на спектакли для детей обычно разлетаются за несколько недель до представления.

Против заокеанских мутантов «Знак» выставляет традиционную лесную бригаду из русских народных сказок: Зайца, Волка и Лису. Противостояние это — не досужие домыслы журналиста, а реальность. Насмотревшись компьютерных эффектов, красочных погонь и драк, привыкнув воспринимать мир исключительно глазами, нынешние дети давно отвернулись от сюсюканья любительского театра с нарисованной на ватмане декорацией. На взрослом спектакле можно сэкономить. Выдал деревянный стул за трон, и ничего — поймут и не будут в претензии. С детьми иначе. «Сегодня нельзя выпустить сказку с героями, кое­как одетыми, в черно­белых тонах, — считает художественный руководитель театра «Знак» Ирина Филимонова. — Безусловно, это должно быть зрелище. Наши дети избалованы зрелищами, фильмами и различными шоу. Мы должны соответствовать их уровню восприятия». Так что либо вступай в единоборство с Голливудом, либо вовсе уходи с детской арены. Третьего не дано. Ребенок — не взрослый, он не будет ждать окончания спектакля, чтобы письменно высказать в книге отзывов свое негодование. Коли ему не понравится, он без промедления заерзает и захнычет, а это для артиста куда страшнее несвежих помидоров. Из­за этого самого «уровня восприятия» театр не может возобновить чудную сказку «Небылицы в лицах» по произведениям Бориса Шергина — во времена, когда спектакль с успехом шел на сценах городских ДК, никого не отпугивали скромные костюмы и декорации. Сейчас же с такими перед зрителями не покажешься, а на достойное оформление необходимо достойное финансирование.

«Знаковские» сказки «Царевна­лягушка» и «Приключения Буратино» испытание временем давно прошли. Та же «…лягушка» скоро отпразднует на сцене десятилетний юбилей, количество зрителей, посмотревших ее, не поддается исчислению. Сами артисты досчитали до пятидесяти представлений, да и сбились. Чем старше становились спектакли, тем чаще в книге отзывов появлялись мольбы пап и мам поставить новую сказку.

Пьеса автора советского и российского гимнов, кажется, несколько подзабытого, во многом выбрана «Знаком» за мораль, без которой не обходилось ни одно советское произведение. В частности, из «Лесного переполоха» зритель, какого бы возраста он ни был, должен уяснить, что Заяц, отвергший друзей и подавшийся в единоличники, не прав. Не стоит отрываться от коллектива, когда врагов вокруг видимо­невидимо и за каждым деревом притаилась зубастая опасность. Сказка ложь, да в ней намек. По мнению Ирины Филимоновой, этого «намека» очень не хватает киношной и телевизионной продукции для детей — развлекут, удивят, рассмешат, в голове после полуторачасового просмотра ничего не задержится: «Ребенок очень грамотный зритель. Он не терпит приблизительности, ему нужна конкретика. Он должен понимать, за что его агитируют, куда ведут». Иными словами, лапшу на уши не повесишь. А вот за слуховыми органами самих персонажей не одна кастрюля макаронных изделий поместится. За двадцать с лишним лет артисты «Знака» едва ли не впервые взялись за роли животных — не случайно один из художников спектакля персонально приглашен как специалист по ушам, коих в спектакле восемнадцать штук на девять героев.

Рекламные штучки, которые служат для подогревания интереса к премьере, появились и в арсенале «Знака». И вероятно, на афишах будет несколько таких «заманух». Например, композитором стал известный Григорий Григорьев. Кроме того, в Череповце появился свой Папанов, который многим знаком не театральными ролями, а озвучкой Волка в «Ну, погоди!». В «Лесном переполохе» Волк (Сергей Смирнов) поет голосом извест­ного череповецкого исполнителя Игоря Соловьева.

Сергей Виноградов
№55(21970)
28.03.2007

Источник: Газета «Речь»