28 марта 2007 года. 08:58

Самые влиятельные

В свежем номере журнала «Эксперт» опубликованы результаты масштабного исследования «Самые влиятельные политики России». Оно проведено совместно с Институтом ситуационного анализа и новых технологий и Институтом общественного проектирования. Главная цель исследования — выявить наиболее влиятельные группы федеральных и региональных политиков. «Научной базой» для него стали 32 российских региона, в том числе Вологодская область.
Всего было опрошено около 700 экспертов. Существенное отличие этого исследования от других подобных в том, что помимо традиционных участников всевозможных опросов и рейтингов — аналитиков, политологов и журналистов — в нем приняли участие действующие чиновники, политики, представители бизнеса и общественных организаций в регионах. То есть представлен и «взгляд изнутри». Главный вывод авторов исследования таков: «Политическая реформа 2003 — 2006 годов привела к формированию элегантной системы власти, по­строенной на консенсусе между либерально настроенными выходцами из силовых структур и ныне действующими силовиками. Пресловутая вертикаль власти оказалась сложной, многовариантной, не стагнирующей, а развива­ющейся политической системой».

Во главе этой вертикали — один человек. Если в 90­е годы в России было несколько «центров» власти (президентская администрация, Госдума и Совет Федерации), «тянувших одеяло» на себя, то во время своего второго президентского срока Владимир Путин окончательно замкнул все «властные потоки» на себя. Никогда еще реальные полномочия главы государства не были столь велики. «В этой политической реформе Путин всерьез опирался на силовые институты, и эти институты восстановили свою политическую мощь, утраченную в 90­х. Сегодня политическая влиятельность силовиков «прошивает» большую часть страны», — пишет «Эксперт». И продолжает: «По­видимому, понимая недостатки силовой политики, Путин и его аппарат попытались создать публичную систему противодействия «силовому центру» в виде мощной федеральной партии, которой оказалась «Единая Россия». О том, насколько выросло влияние «Единой России» в рамках вертикали власти, говорит хотя бы тот факт, что лидер партии Борис Грызлов вошел в первую пятерку федеральных политиков. Ближайший к нему партийный лидер Сергей Миронов занимает лишь 20­е место.

Основные издержки «силового влияния» на политику — недостаточное участие в ней бизнеса, общественных организаций и фактическая «деполитизация» СМИ. Журнал «Эксперт», признавая правильным то, что Путин еще в начале своего президентства «равноудалил» от Кремля олигархические группировки, не согласен с тем, что бизнес должнен быть вне политики: «Бизнес — одна из важнейших частей общества, в некоторых странах это даже одна из частей элиты общества. И для регионов, и для страны в целом было бы заведомо лучше, если бы бизнесмены могли открыто заниматься политикой. Не покупать фракции и депутатов, но открыто состоять в партиях, владеть политически активными СМИ, частично финансировать общественные организации и участвовать в их деятельности. Запрещены должны быть лишь попытки монополизации бизнесом политической влиятельности и стремление к эксклюзивному определению государственной политики». Недостаточная свобода СМИ, особенно региональных, мягко говоря, не способствует процессу построения гражданского общества. Большим должно быть и влияние общественных организаций.

Впрочем, авторы исследования полагают, что эти издержки «вертикализации власти», как и «зачистка» политического пространства от мелких и маргинальных партий, неизбежны при трансформации такой большой и сложной страны, как Россия. Другое дело, что чем дальше, тем больше они становятся помехой на пути ее развития. Проще говоря, «гайки закрутили», теперь их нужно потихоньку «отпускать».

Сергей Комлев
№55(21970)
28.03.2007

Источник: Газета «Речь»