23 марта 2007 года. 07:51

Диспансеризация: выявить болезнь, пока не поздно

Система диспансеризации в нашей стране разрабатывалась еще при советской власти, и она, как вскоре выяснилось, была на достаточно высоком уровне. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что ее взяли на вооружение медики Японии, довели до совершенства — и сейчас там продолжительность жизни почти самая высокая в мире. У нас, к сожалению, в перестроечные времена диспансеризации перестали уделять должное внимание. Об этом наш разговор с участковым терапевтом поликлиники№ 1 Юрием Вагуриным.
— Только по этой причине многие жители России оказались в течение длительного времени необследованными, — говорит он. — Сейчас систему диспансеризации пытаются восстановить, на это направлены большие средства, прилагаются немалые усилия. Но время упущено, и восстановление этой системы идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Одна из причин — дефицит медиков, многие из них по окончании вузов, мед­училищ не захотели работать в медицине с ее мизерными зарплатами, ушли в другие отрасли, где заработки значительно выше.

— Юрий Валентинович, какую цель преследует диспансеризация?

— В первую очередь — выявление заболеваний на ранней стадии. За время диспансеризации в 2006 году было выявлено достаточно много заболеваний именно на ранней стадии. В частности, онкологические заболевания, когда их еще можно вылечить.

— Какие при этом возникают проблемы?

— Прежде всего очереди в поликлиниках: объемы приема пациентов у нас очень большие, а врачей, в том числе и узких специалистов, не хватает. По­этому люди выражают свое недовольство. Но медики стараются, работают, тратят много сил и времени.

Хотелось бы обратить внимание на такой факт. Некоторые люди, когда врач говорит им о заболевании, относятся к этому несерь­езно. Получается, что медики в большей степени заинтересованы в состоянии их здоровья, а между тем люди сами должны под­держивать свое здоровье на должном уровне.

В процессе диспансеризации выявлено много случаев гипертонической болезни, люди ходят с повышенным давлением и не обращают на это внимания, не хотят лечиться. Очень много выявлено заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета.

— Диспансеризацией были в основном охвачены только работники бюджетной сферы?

— Сегодня наша медицина с ее укомплектованностью кадрами на большее и не способна.

— Но основная масса населения не была охвачена диспансерными осмотрами. У людей трудоспособного возраста, в основном от 35 от 45 лет, как раз и появляются различные заболевания, и от состояния их здоровья зависит, смогут ли они и дальше продуктивно работать. Что бы вы посоветовали этой категории населения?

— В обязательном порядке пройти флюорографическое обследование, поскольку мы живем и работаем в городе с непростой экологической ситуацией. Женщинам советую побывать у гинеколога, желательно проверить молочные железы и щитовидную железу. Мужчинам необходимо обследовать щитовидную железу и предстательную железу. Обязательно следует проверить артериальное давление, так как проблема с гипертонией у нас достаточно острая, несмотря на то, что государством и областным правительством принимаются определенные меры, в том числе и по лекарственному обеспечению. Я знаю, что на «Северстали» разработана большая программа по гипертонии. И все же людей, не следящих за своим давлением, достаточно много. А по нашему участку много больных с осложнениями, в том числе и парализованных.

— Юрий Валентинович, национальный проект «Здравоохранение» как­то коснулся вашей поликлиники?

— Конечно коснулся. И поликлиники, и участка. Закупили оборудование, стали приходить доктора, фельдшеры. И сегодня в поликлинике, по­моему, всего одна докторская вакансия. По­явились специалисты, в том числе и из других городов. Молодежь пошла, что очень радует. И сейчас доступность медицинской помощи в поликлинике улучшилась. И телефоны поставили, и компьютеры…

— Какую роль сыграла телефонизация поликлиник?

— У людей появилась возможность не стоять в очереди в регистратуру, записаться на прием к терапевту по телефону, в случае необходимости переговорить с врачом. Хотя это во время приема и создает определенные неудоб­ства для врача.

— По телефону можно и проконсультироваться?

— Нет. Ни один уважающий себя доктор не даст консультации по телефону. Появилась возможность предварительно записаться на прием.

— Как ваша поликлиника укомплектована узкими специалистами?

— Достаточно хорошо. Работают эндо­кринолог, два лор­врача, невропатологи, окулисты…

— Что, на ваш взгляд, в ближайшие годы может ожидать население, обслуживаемое поликлиникой № 1?

— Я думаю, что у нас появится возможность проверить все население, дать рекомендации. Но повторяю, люди сами должны решать, будут они следить за своим здоровь­ем или нет. Медик не может заставить человека лечиться, человек должен решить сам, хочет ли он быть здоровым. Доктор укажет больному человеку путь, а лечиться он должен сам. Так было всегда.

— Что нужно для того, чтобы все население города было охвачено диспансеризацией? Только ли увеличение количества врачей?

— Конечно, и увеличение количества врачей, и улучшение оснащенности поликлиник. Но прежде всего — желание самих пациентов быть здоровыми. И надо понимать, что на прием приходят разные больные: на одного врач затрачивает 10 минут, а другому и полчаса мало. Приходят порой и те, кто должен лежать дома, вызвать врача на дом. Многие вопросы, возникающие у больных, могут решать участковые терапевты и без направления к узким специалистам, а у нас, к сожалению, не все это понимают, требуют направления к лор­врачу, к кардиологу…

Валентин Адрианов
№52(21967)
23.03.2007

Источник: Газета «Речь»