Гаражная эволюция
Стояночную проблему в Череповце предлагается решить за счет дворовых территорий и строительства многоуровневых парковок
В Череповце продолжается кампания по эвакуации незаконно установленных металлических гаражей.На этот раз в центре внимания коммунальщиков несколько гаражей на ул. Боршодской, которые мешают строительству линии электропередачи. Владельцам нелегальных конструкций дан двухнедельный срок для их самостоятельного вывоза. Однако горожане недоумевают:что власти могут предложить взамен? Ведь оставшиесябез крыши машины приходится ставить во дворы, на газоныи детские площадки. А действительно, что же взамен?
Вначале немного статистики. По данным управления архитектуры и градостроительства, в Череповце насчитывается 60 тыс. капитальных боксов для машин, пять кооперативов металлических гаражей на 1,2 тыс. автомобилей и более 250 гаражей, установленных во дворах на законных основаниях. Таким образом, общее количество парковочных мест составляет примерно 61,4 тыс. — на более чем 70 тыс. частных легковых машин, зарегистрированных в городе. Помимо гаражей есть еще открытые охраняемые парковки, общая вместимость коих составляет 9 тыс. машин. Нехитрые вычисления позволяют сделать вывод, что количество стояночных мест в Череповце, в общемто, равно количеству транспортных средств. Следовательно, никакой проблемы со стоянками, по идее, быть не должно. Однако проблемы есть. И еще какие.
— Мой капитальный гараж находится на ул. Гоголя, сам я живу ближе к ул. Олимпийской, — рассказывает автовладелец Михаил Питерцев. — Несколько лет свою машину я там не ставлю, так как утром просто нет времени ходить за ней. Кроме того, машина мне может понадобиться в любой момент, и я не хочу ездить за ней на автобусе или такси: зачем тогда она вообще нужна? Стоит под окнами, как и десятки машин моих соседей. В гараже — картошка.
Таких водителей, наверное, большинство, если, конечно, исключить «подснежников», которым гараж нужен, чтобы поставить автомобиль на зиму. Решающим фактором при выборе, где будет ночевать машина, сегодня оказывается уже не стоимость гаража или стоянки, и даже не безопасность, а близость транспорта к месту проживания его владельца. Однако все «гаражные» земли, которые расположены болееменее рядом с жилыми домами, уже, по сути, застроены капитальными боксами, возведенными еще в 1990е годы.
— Строительство капитальных гаражей сейчас, можно сказать, свернуто, — объясняет начальник инспекции по контролю за содержанием и благоустройством города Владимир Дайтер. — Местами продолжается пристройка новых боксов к уже существующим, но о серьезном строительстве речи не идет. В довольно печальном положении находятся и существующие кооперативы: посмотрите хотя бы на дороги, по которым люди ездят к своим боксам.
Одновременно с вымиранием капитальных гаражей в Череповце почти исчезли гаражи металлические (за исключением большого нелегального «комплекса» на ул. Олимпийской). При этом цены на открытых охраняемых парковках постоянно растут, а ресурсы дворовых территорий себя исчерпали уже давно. В итоге парковочные «услуги», которые доступны в городе, оказываются просто невостребованными. Транспорт захватывает газоны. Универсальный аргумент в споре с противниками подобного положения звучит так: «А куда?»
Какие срочные меры можно предпринять, чтобы решить вопрос с парковками? По мнению коммунальщиков, один из возможных путей — расширение дворовых проездов. Как стало известно «Речи», сейчас муниципалитет прорабатывает вопрос о расширении проезжих частей во дворах с существующих 3,5 метра до 6,5 метра. Главный критерий здесь — наличие технической возможности: необходимо, чтобы в месте работ не было инженерных сетей и других препятствий. Если такое расширение удастся выполнить, то на некоторых дворовых дорогах появятся как бы два ряда для движения, один из которых можно будет занять при необходимости, например, оставить автомобиль на ночь.
— Есть еще одна альтернатива: это парковки, которые организуют сами жильцы, — говорит Владимир Дайтер. — Они могли бы собрать деньги, заплатить их в свое домоуправление, которое бы подыскало подрядчиков, подготовило проект и организовало работы. Важно то, что это будут собственные парковки жильцов, то есть место для машины огораживается цепочкой, и туда никто, кроме конкретного автовладельца, не имеет права встать.
Первая такая парковка уже появилась в Череповце: жители дома № 49 на пр. Строителей скинулись и сделали вместо разъезженного газона небольшую стоянку на две машины. Места для личных автомобилей на самом деле огорожены цепочкой, а их владельцы больше не думают о том, где приютить свой транспорт. Впрочем, рядом с первой частной министоянкой прямо на грязной почве стоит целая «стая» других машин. Да и обустройство такой стоянки, как выяснилось, удовольствие не самое дешевое. Обзвонив несколько дорожных организаций, мы узнали примерный ценник: 600 — 700 рублей за кв. метр, включая удаление газона, подсыпку, укладку асфальта и установку бордюра. Если принять в качестве исходных данных, что для стоянки одной машины требуется примерно 16 кв. метров, то стоимость своей парковки будет находиться на уровне 10 тыс. рублей без проектных работ.
Есть и традиционный путь: как и прежде, можно всетаки попробовать воспользоваться металлическим или капитальным гаражом. В первом случае, скорее всего, ничего не получится, так как «выбить» разрешение на такие конструкции теперь весьма проблематично. Во втором случае все зависит от финансовых возможностей. Стоимость капитальных гаражей сегодня напрямую зависит от их расположения: если бокс в центре города за торговым центром «Пупа» на ул. Ленина обойдется почти в 500 тыс. рублей, то гденибудь за ипподромом гараж готовы продать всего за 80 — 90 тыс. рублей. Средняя цена в наиболее популярных гаражных кооперативах на ул. Химиков, ул. Гоголя и ул. Боршодской — 250 тыс. рублей. Важно и то, что помимо места для машины в капитальном гараже, как правило, есть кессон. Некоторые горожане, купившие капитальные боксы в 1990е годы, до сих пор используют их только для хранения урожая: собственной машины у них просто нет.
Одновременно с остановкой строительства гаражных кооперативов в Череповце начинает развиваться совершенно иной тип гаражей. Впрочем, слово «гараж» инициаторы нового бизнеса не очень любят и предпочитают называть свои объекты иначе — многоуровневые крытые парковки. Речь идет о «столичных» постройках, где автомобили стоят в несколько этажей. Первым опытом в этом направлении была двухъярусная стоянка на ул. Краснодонцев рядом с военкоматом. Опыт оказался неудачным: объект строился за счет дольщиков, и процесс сопровождался регулярными конфликтами и прочими недоразумениями. Кроме того, сама конструкция гаража оказалась непродуманной: боксы постоянно затапливало, выявились проблемы с вентиляцией. После того как все это всплыло, разговор о многоэтажных стоянках в Череповце на несколько лет затих.
Теперь он начался вновь. По информации инспекции по контролю за содержанием и благоустройством города, сейчас в Череповце ведется строительство двух многоуровневых стоянок — обе они появятся в Зашекснинском районе. Также выделено еще три земельных участка под возведение таких же стоянок за ул. Олимпийской, рядом с трамвайным парком. Каждая стоянка вместит примерно по 800 машин и будет строиться за счет средств череповецких инвесторов.
— Сейчас мы заканчиваем нулевой цикл работ, — рассказывает Ирина Макарова, начальник отдела капитального строительства компании «Аминвест», ведущей строительство пятиярусной стоянки на перекрестке ул. Рыбинской и ул. Ленинградской. — Это будет стоянка, сделанная из современных материалов, с нормальной вентиляцией, своего рода пробный проект, которым мы хотим доказать горожанам, что такие парковки удобны. Цена будет установлена на уровне 50 — 60 рублей в сутки, что соответствует ценам на традиционных открытых парковках.
Объем инвестиций, которые «Аминвест» вложит в объект, — 60 млн. рублей. Срок окупаемости — 10 лет. Учитывая, что «суточные» на открытых парковках постоянно растут, крытые стоянки при расположении в удобных местах смогут составить им весьма достойную конкуренцию.
Есть, впрочем, один нюанс: на многоярусных парковках и речи не будет о какихлибо кессонах. Они предназначены исключительно для машин, а не для хранения картофеля, — такова позиция предпринимателей. Вопрос, таким образом, для некоторых череповчан вскоре может встать принципиально иным образом: не «Куда поставить машину?», а «Куда девать урожай?» Решением этого вопроса вряд ли будет заниматься ктолибо, кроме самих дачниковавтовладельцев.
Андрей Ненастьев
№52(21967)
23.03.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
