14 марта 2007 года. 08:04

Без проигравших

Предварительные итоги выборов в Законодательное собрание позволяют сделать предварительный вывод: все участвовавшие в них пять партий могут с разной степенью уверенности занести эти выборы себе в актив.
«Единая Россия».

С одной стороны, почти 42 % голосов, набранные вологодскими единороссами, на фоне успехов их однопартийцев в Дагестане (69,1 %) или Тюменской области (65,6 %) — результат средний. С другой, с учетом выборов в одномандатных округах (кандидаты «Единой России» победили в 15 из 17 округов) фракция «медведей» в област­ном парламенте составит 22 человека (до этих выборов в ней числился 21 депутат). Иначе как полной победой это не назовешь. Победа была бы еще и безоговорочной, если бы не результаты в областном центре, где «Единая Россия» и ее главный соперник, «Справедливая Россия», пришли практиче­ски «ноздря в ноздрю» — по 29 %. На Вологду же приходятся и оба проигравших кандидата­одномандатника.

Показатели единороссов в областном центре, всегда тяготевшем «влево», в последние годы были ниже, чем, к примеру, в Череповце. Но в этот раз — самые низкие. Причин несколько. Главная, на мой взгляд, в том, что единороссы оказались не очень готовы к такой жесткой — на грани и за гранью фола — предвыборной кампании, что организовали и провели в Вологде политтехнологи «Справедливой России». Вологодского избирателя буквально «искупали» в «черном пиаре».

«Справедливая Россия».

20,9 % для партии­«однодневки» на первых же для нее выборах — конечно успех. На него сыграли несколько факторов. В том числе и «однодневность». За «Справедливой Россией» — никаких достижений, но и «грехов» — тоже никаких. А новый, хорошо упакованный «товар» всегда привлекает повышенное внимание «покупателей». Красочной «упаковкой» стали популизм и обличения «партии власти» (хотя в первой тройке областного списка СР люди ну никак не из «простонародья»). Повышенное внимание к «эсерам» привлекла агрессивная — «буря и натиск» — предвыборная кампания (с финансами у них, судя по масштабу кампании, проблем не было). В итоге СР провела в Законодательное собрание 4 своих депутатов. Теперь весь во­прос для нее — что дальше? На нынешнем «порохе» можно еще неплохо отыграть декабрьские выборы в Госдуму. Но ведь и соперники дремать не будут, да и собственной «историей» (не обязательно хорошей) партия к этому времени уже обзаведется.

КПРФ.

13,5 % голосов коммунисты могут считать очень хорошим результатом. В социологических опросах за месяц­полтора до выборов компартия балансировала на грани 7­процентного избирательного порога. Выручила КПРФ преданность «ядреного» электората — пенсионеров и малоимущих. А также то, что единороссы и «эсеры», «увлеченные» схваткой между собой, махнули на коммунистов рукой, не поминая их «всуе». Хотя… В предыдущем составе облпарламента у КПРФ было 3 места, а сейчас — лишь 2.

ЛДПР.

10,8 % — электоральная база Жириновского на Вологодчине почти не меняется из года в год. Неизменно и другое: региональная организация ЛДПР как была, так и остается абсолютно безликой и безыдейной. Право иметь лица «необщее выраженье» и «идеи» в этой партии всегда было лишь у одного человека. Зато в областном парламенте у ЛДПР, как и раньше, «человеков» будет 2.

Аграрная партия.

9,4 %, набранные аграриями, неплохой показатель с учетом того, что на селе в эту кампанию активно работали обе «России» — «Единая» и «Справедливая». Единороссы сделали ставку на привлечение в свои ряды сельской «элиты» (рукодителей хозяйств, фермеров, деревен­ской интеллигенции). «Эсеры» лепили повсюду свою агитацию и обещали «молочные реки». В результате Аграрная партия впервые не сумела провести ни одного кандидата­одномандатника. Но все­таки взяла 2 места по партийному списку.

Странным образом получается, что победитель на этих выборах есть, а проигравших (за исключением партий, к ним не допущенных) вроде как и нет. Победителям теперь надо привыкать к тому, что легких кампаний у них больше не будет, все соперники едины в своей «дружбе» против единороссов. Как и к тому, что на Вологодчине, несмотря на все успехи последних лет и относительно благополучную экономическую ситуацию, немалый «протестный» электорат. Другое дело, что люди, его составляющие, пока довольно смутно отдают себе отчет в том, чем конкретно они недовольны и кто является выразителем их интересов. За этот электорат, по всей видимости, и развернется еще более острая, чем на сей раз, борьба между всеми партиями.

Сергей Комлев
№45(21960)
14.03.2007

Источник: Газета «Речь»