7 марта 2007 года. 08:56

Как работать с клиентом-­дилетантом?

Эта проблема встает перед продавцами «женских» отделов накануне праздника 8 Марта. Корреспондент «Речи» познакомился с их нелегким трудом.
В моей беседе с девушкой­консультантом престижного череповецкого бутика, реализующего женское нижнее белье, наступает вынужденный перерыв. Суетливый запыхавшийся клиент, молодой парень лет 25­ти с тяжелым кожаным портфелем в руках явно жаждет внимания: судорожно вздыхает, сопит и переминается с ноги на ногу. Окинув меня недружественным взглядом, заговорил с девушкой жарким шепотом: «Мне… это… как бы… вот для подруги моей… надеть… в подарок чтоб». Продавщица отвечает бесстрастным голосом «комнатной температуры»: «Вас интересует нижнее белье?» Клиент невольно прикладывает палец к губам: «Да… вот именно нижнее… верхних у нее много… а нижних…» «Трусики, вы хотите сказать? Какого фасона, размера?» — так же спокойно продолжает девушка. «Размера я не знаю, но тут вот есть… захватил…» — парень опять покосился на меня и замолчал. В глазах читалось нескрываемое желание «убрать» свидетеля. Отходя, я заметил, как он извлек из портфеля нечто белое и протянул продавщице. По предоставленному «образцу», видимо, стянутому из потайного ящичка любимой, был вмиг отыскан весьма эротичный экземпляр.

Большинство мужчин накануне 8 Марта напоминают двоечников, которые все каникулы гоняли мяч на пустыре, а последнюю ночь перед экзаменом благородно жертвуют науке. Оттого­то в соответ­ствующих торговых отделах, где в остальное время года мужским духом и не пахнет, в начале марта, как в военкомате, говорят басом. О дорогих и громоздких подарках, вроде холодильника или стиральной машины, речь не ведем. Они, как правило, покупаются под наблюдением матери семей­ства, мужчина здесь — не более чем носитель кошелька и носильщик приобретения. «Числа с пятого­шестого начинается суматоха, — рассказывает продавец косметики Надежда Соловьева. — Прибегают, высунув языки, молодые люди и спрашивают самые лучшие духи». Тот факт, что на свете не существует такой марки духов — «самые лучшие», нередко ставит нашего брата в тупик. «Ну тогда самые дорогие», — не без эффекта бросит покупатель. А через пару секунд покряхтит неуверенно в ответ на во­прос продавца: «Ценник отрывать?» «В ситуации, о которой вы говорите, я была много раз, — продолжает Надежда, ставшая для многих «компасом земным» в выборе наилучшего подарка. — Клиент хочет купить хорошую косметику, но не знает фирмы, продукцией которой его женщина пользуется, да и на запах не определит. Мой метод таков: я прошу рассказать о той, кому предназначен товар. Характер, сфера деятельности, возраст. Постепенно вырисовывается личность, а я предлагаю запах духов или цвет помады, который подойдет. Я думаю, таким вещам надо учить. На семинарах, куда нас посылают, преподается все, что угодно, но только не то, как работать с клиентом­дилетантом».

Сергей Виноградов
№41(21956)
07.03.2007

Источник: Газета «Речь»