17 февраля 2007 года. 12:07

На танке по афганским горам

С 15 февраля 1989 года (дата вывода советских войск из Афганистана) страна перестала получать похоронки с отметками: Кабул, Кундуз, Кандагар и прочее, но не забыла погибших и знает выживших в страшных условиях афганской войны геров.
Игорь Иванов — человек незаурядный. Несмотря на житейские трудности, а в семье он был третьим ребенком, сумел окончить лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова, где его наставником был участник Великой Отечественной войны Павел Вересов, кавалер ордена Славы I, II, III степени, механик­водитель танка «Т­34». Затем Игорь заочно окончил отделение обработки металлов давлением факультета металлургии и химии череповецкого индустриального института (нынешний ЧГУ). А если еще учесть, что Игорь после армейской службы успел три года по контракту поработать в качестве квалифицированного электрика в Германии…

С 1991 года Игорь трудится на «Северстали» в цехе гнутых профилей, прошел путь от рабочего до начальника смены бригады­2. В этом же цехе работает и его жена Светлана, на которой он женился еще до призыва в армию.

Армия. С 29 марта 1982 года Игорь начал осваивать грозную боевую машину — танк­62, — учебка готовила командиров танков. Получил звание младшего сержанта.

А дальше… Афганистан, города Кундуз, Ханабад, служба в танковом взводе, охрана асфальтового завода в Ханабаде, патрулирование и охрана дорог, помощь пехоте, прочесывающей кишлаки.

Однажды в районе Пули­Хумри, в северной части Афганистана, Игорь вел танк по краю пропасти и чуть не погиб.

— Поехали мы за новыми танками, — рассказывает он, — дорога горная, узкая. Неожиданно на этой извилистой дороге заклинило рычаг и как раз на повороте. Тяжелая машина начала медленно оседать в пропасть — внизу ущелье, течет ручей. Майор, сидевший в машине, быстро выскочил, за ним еще один солдат. Сжал я зубы, — говорит Игорь, — держусь за рычаги, ну, думаю, была не была, танк бросать не буду, да и поздно уже. Так, со сжатыми зубами и вырвавшимся нечеловеческим криком, сумел постепенно спуститься на танке в ущелье. Видимо, просто повезло, не перевернуло его, остановил у арыка, а потом ребята, зацепив тросами, вытащили его на дорогу.

Спрашиваю Игоря:

— Помогла смекалка?

— Пожалуй, да и машина очень маневренная, одним словом, судьба, видимо.

Принимал Игорь участие и в общевойсковой операции «Саланг». На боевой машине вместе со своим взводом, а к тому времени он был заместителем командира взвода, охранял дорогу до туннеля: туда и оттуда непрерывным потоком шли колонны авто­бронетехники с разными грузами.

— Стоим, — говорит он, — справа — высокие горы, слева — пропасть. По рации слышим, что недалеко от нас притаились моджахеды с гранатометами. Вот­вот начнется обстрел. Танки в горах во многом беспомощны.

В 1983 году была отмечена активизация ряда афганских племен: в ряды моджахедов («борцов за веру») влились еще тысячи «неучтенных». Операции, как и раньше, продолжались повсеместно.

Несмотря ни на что, солдаты сообщили родным о предстоящей встрече Нового года, о надежде встретить радостный праздник по­домашнему, пусть и в чужой стране.

Моджахеды готовились к нему по­своему, на дорогах рвались фугасы, строчили с круч крупнокалиберные пулеметы, дымили на обочинах подбитые боевые машины и грузовики, военные действия не прекращались, особенно на коммуникациях и вблизи них.

В похоронках этого года чаще всего назывались географические точки: Кундуз, Пули­Хумри, Кабул, Герат, Шинданд, Кандагар и другие.

Советский Союз потерял в 1983 году 1446 солдат и офицеров. В конце мая 1984 года Игорь Юрьевич Иванов был демобилизован, имеет ряд правительственных наград.

Владимир Михеев
№30(21945)
19.02.2007

Источник: Газета «Речь»