16 февраля 2007 года. 08:23

Марина Викторовна Никитина: «Я ни к чему в жизни не потеряла интерес»

Цикл материалов о людях, которые в то или иное время были героями публикаций нашей газеты, мы открываем с известного в городе человека — Марины Викторовны Никитиной. Эта женщина была первым директором школы № 20, ее общий педагогический стаж превышает 40 лет. На этой неделе, 11 февраля, Марина Викторовна отметила свой 80­летний юбилей.
«Портрет царя в Колонном зале» — такой образ использовала главный режиссер и художественный руководитель Камерного театра, а некогда ученица 20­й школы Татьяна Макарова, когда мы беседовали с ней о Никитиной:

— К Марине Викторовне мы относились с пиететом, с почтением. Смотрели на нее, как верные и любящие подданные — на портрет царя. Она была эталоном директора. Взять хотя бы внешний вид: высокая, статная, всегда подтянутая, элегантная, в очках в золотой оправе, насквозь интеллигентная. Мы всегда гадали, а в чем Марина Викторовна сегодня придет, какая она придет? Это стремление держать себя в форме осталось в нас от нее. И сейчас, несмотря на возраст, «старушка» — это не о ней. Пожилая дама.

При встрече с Мариной Викторовной первым моим вопросом было: что такое 80 лет для человека, жизнь которого всегда бурлила. Улыбнувшись, она призналась, что ожидала этого вопроса:

— Я спокойно вступаю в свой возраст, принимаю его и мирюсь с ним. Понимаю, что я сейчас могу и чего мне сейчас хочется. Я не чувствую груз лет, потому что не потеряла интерес ни к чему. Другое дело, что иногда хочется провести время поспокойнее. Нужно соответствовать своему физическому состоянию. Порой возмущаешься, когда во всех местах заколет, но тут одернешь себя: чего ж, мол, возмущаешься — лет­то тебе сколько? И все становится на место. Но важно нравственно себя не терять. Обидно, когда говорят: много ли пенсионерам надо? А мне надо. Я хочу приобрести для себя какую­то вещь, если она меня порадует. Я принимаю все, что дает жизнь. Интерес к ней у меня прежний. Интересует все, что происходит в городе и в стране в целом. Пытаюсь разобраться в событиях, сравниваю, даю свою оценку. Не представляю, как можно жить без газеты, не получать информацию о родном городе.

Интересующийся всеми проявлениями жизни Никитина­педагог привила это ценное качество и своим воспитанникам.

— Мой муж рассказывает, что, когда перевелся в 1­ю школу, где в то время преподавала историю Марина Викторовна, то сразу стал отличником, потому что историю всегда любил. А начинал он учиться в другой школе, в которой и ученикам не было никакого дела до учителей, и учителям — до них. Никакой заинтересованности в том, как дети учатся и что учат, — рассказывает Татьяна Макарова. — Когда мои сыновья учились классе в шестом и у них были загвоздки по алгебре с уравнениями, я произвела дома фурор, спокойно решив задание. При этом я никогда не была особо сильна в математике. Дети спросили: мама, откуда ты это помнишь? Во­первых, говорю я им, я не помню — я это знаю, а во­вторых, нас учили — и мы учились. Все знания, которые закладывались педагогами того поколения, ярким представителем которого является Марина Викторовна, действительно оказались заложены. Они научили нас умению искать новые знания, заложили в нас огромное желание все время учиться, интересоваться жизнью.

«Эпоха директорства Никитиной» насчитывает 17 лет. Школа началась с этой женщины, потому что она была ее первым директором.

— В 50 — 60­е годы в системе образования производилась реформа. На всю страну гремел передовой липецкий опыт. В этом городе группа учителей всерьез занялась совершенствованием методов обучения. Однажды туда на урок съехались педагоги со всего Союза. Меня тоже туда послали. Мы были на уроке русского языка, который проводился в спортивном зале! Это было новое. Вернулась оттуда с живыми мыслями, все пошло в ход, — вспоминает Марина Викторовна.

В школу­новостройку перевели сразу три школы — №№ 4, 5 и 9. Первой задачей директора было создать новый единый коллектив и заложить свои традиции. В школе была организована всесторонняя внеклассная работа, почти каждый учитель отвечал за что­нибудь: краеведение, патриотическое воспитание, спортивное развитие и т.д. Был создан музей 286­й дивизии, с материалами которого школа гремела по всему Союзу. По пониманию главных задач, по результатам работы школа занимала лидирующее положение в городе, была центром по передаче передового опыта.

— Я очень благодарна коллективу, — говорит Марина Викторовна. — Это отзывчивые люди, они всегда понимали, что нужно делать на сегодняшний день.

— Когда 5­ю школу, где я училась, перевели в только что построенную 20­ю, слава о педагоге Никитиной уже гремела по городу, — вспоминает Татьяна Макарова. — У нашего класса она не преподавала, и мы даже завидовали параллельным классам, которых учила истории Марина Викторовна, потому что знали, насколько это интересный педагог. Хотя и Галина Георгиевна Шишкарева, которая вела у нас этот предмет, делала это шикарно. И тоже была высокая, статная. В 20­й школе вообще был просто «гренадерский полк» учителей: все видные, интересные женщины. И самая­самая — Марина Викторовна. Это были представители особого поколения учительства. Не зря ведь победителям конкурса «Учитель года» вручают статуэтку пеликана. В самой экстремальной ситуации эта птица кормит птенцов своей кровью. Профессия педагога очень жертвенная. Если человек ей предан полностью, она отвечает благодарностью. Если делает из нее «шабашку» и средство получения денег — никогда не будет педагогом. Марина Викторовна как раз из той категории людей, которые осознанно взяли на себя этот крест. Хотя они, конечно, не считают это крестом… Главный капитал педагогов — целый пласт их «выучеников», которые сейчас стоят в городе у руля. Хозяйственники, политики, промышленники, руководители.

Символично, что Марина Викторовна вошла в «большую педагогику» через свою родную школу. Из Герценовского института она пришла преподавать в школу № 1, которую окончила в 1945­м году, — и стала коллегой учителей, которые совсем недавно учили ее. Встретили свою воспитанницу хорошо.

— Они поддержали меня при переводе на должность завуча и также поддержали, когда меня назначили директором 5­й школы. Я с удовольствием работала в 1­й школе, коллектив помог мне вырасти как учителю, — рассказывает Марина Викторовна. — Помню, когда я дала согласие на переход директором в 5­ю школу, 1 сентября ко мне пришли десятиклассники из 1­й. Я тогда не сдержалась и так наревелась! Вот была картина: директор плачет перед учениками.

За три года до своего 55­летия Марина Викторовна оставила пост директора 20­й школы: говорит, почувствовала, что выдохлась. Но еще несколько лет проработала там учителем истории. Потом вышла на пенсию, но «энергии было хоть отбавляй», поэтому еще три года отучительствовала в 14­й школе, что рядом с домом. А следующие пять лет жизни неугомонного педагога были связаны с Череповецким пединститутом, куда ее пригласили преподавать на кафедре начального обучения.

Приняв решение окончательно распрощаться с преподаванием, Марина Викторовна не успокоилась. Была в совете ветеранов образования, пела в ветеранском хоре ДК «Металлург».

— Я всю жизнь где­нибудь пела. Нам ведь «песня строить и жить помогает». До сих пор хожу в ансамбль «Воспоминание» при управлении образования.

Так допелась до гимна: недавно с друзьями (дружба с некоторыми из них, говорит юбиляр, насчитывает шесть десятилетий) они обобщили свой «компанейский» опыт и написали гимн. Он написан на мелодию «Березового сока» и насчитывает несколько куплетов, каждый из которых рассказывает о каком­нибудь из их многочисленных капустников.

— Уж больше десяти лет мы с друзьями находим отдушину в том, что коллективно отмечаем дни рождения. В каждый из таких праздников организуется тематический капустник. В этом деле у нас есть специалисты, свои Рязановы и Пушкины — Альбина Семеновна Шебунина и Лидия Николаевна Иванова. Они придумывают сценарий, костюмы, и потом мы, человек пять­шесть, развлекаем гостей в качестве актеров. Кем только не были за это время! И цыганами, и джентльменами, и Красными Шапочками и т.д. Даже суд как­то устраивали над юбиляршей. Вспомнили три комичных случая из ее жизни, обыграли их так, что якобы жалоба на нее пришла. Прокурор обвинял, адвокат защищал, а судья выносил решения.

Марина Викторовна признается, что она любит своих друзей, любит свой город, благодарна новому времени за то, что оно позволило Череповцу сохранить историю и развиваться, с оптимизмом смотрит в будущее. И вообще, говорит юбиляр, она оптимист и скучать не умеет. «И то погрустим мы, а то и споем. И знаем у жизни мы все ее грани. А в праздник нам надо забыть обо всем, гулять, как цыгане, цыгане, цыгане», — куплет из их гимна.

Татьяна Тихонова
№29(21944)
16.02.2007

Источник: Газета «Речь»