15 февраля 2007 года. 08:34

«Отбеливание» зарплат

Череповецких предпринимателей призывают повысить уровень доходов работников до среднего в отрасли. Такая планка установлена в борьбе с «серыми» зарплатами в Череповце. Согласен ли бизнес с такой установкой? Комментирует начальник череповецкой инспекции ФНС Любовь Фомичева.
— Любовь Дмитриевна, признаться, удивил столь смелый призыв: показывать зарплату не ниже средней по отрасли. Зарплата в конверте — довольно распространенное явление. Не высоковата ли планка? И есть ли уже соглашение с бизнесом на этот счет?

— О соглашении как таковом говорить рано. Эта задача поставлена на 2007 год. В 2006 году мы «отрабатывали» планку по легализации зарплаты не ниже прожиточного минимума. Стыдно платить ниже. В 2007 году другой ориентир. Вершина — легализовать зарплату полностью. Разумеется, в каждом конкретном случае кто­то платит ниже, кто­то выше — получается в среднем по отрасли. Те, кто платит ниже, привлекают внимание в первую очередь. Но с каждым конкретным налогоплательщиком мы будем разбираться отдельно. Где на самом деле объективно выплачивается зарплата ниже среднеотраслевой и повышена быть не может. А где идет явное сокрытие реальных доходов работников.

— С задачей 2006 года — зарплата не ниже прожиточного минимума — предприниматели и налоговая справились?

— Первоначально в «черный список» у нас попали 1246 юридических лиц и предпринимателей. 838 из них по итогам 9 месяцев уже подняли зарплату не ниже прожиточного минимума. Окончательные результаты мы будем иметь, когда получим годовые отчеты, — до 30 марта.

— Благодаря чему достигнут такой результат?

— Благодаря активным методам, которые были применены в течение года. В основном эта была не фискальная, а разъяснительная, убеждающая работа. Работаем не только мы. В области созданы комиссии четырех уровней по борьбе с «серыми» зарплатами. Областные при первом зам. губернатора Николае Костыгове, при управлении ФНС, еще две — при нашей мэрии и в налоговой инспекции. Конечно же, основная доля работы ложится на налоговую службу.

— Насколько значимы для бюджета 13 % НДФЛ (или подоходного налога с зарплаты)?

— Значимы. Это бюджетообразующий налог. В городской казне его доля примерно 70 % от общих налоговых поступлений. Когда мы «отработали» проблемную категорию налогоплательщиков — речь идет о 838, которые подняли зарплату своим работникам до уровня прожиточного минимума, — мы подсчитали размер дополнительных поступлений. Взяли уровень уплаты таких налогов, как НДФЛ, ЕСН и ОПС, — то есть тех, что падают на фонд оплаты труда. Сравнили ситуацию по 2005 и 2006 годам. Дополнительно в бюджет поступило налогов с фонда оплаты труда 105 млн. руб. Из них НДФЛ (подоходный налог) составил 46 млн. Городская казна получила дополнительно примерно 17 млн. рублей. А что значат для города эти деньги, вы можете судить сами.

— Любовь Дмитриевна, а теперь о средней зарплате по отрасли. Значит ли это, что металлурги должны платить зарплату не ниже средней по отрасли?

— А при чем здесь металлурги? У них нет «серых» зарплат. Как нет их и на химиче­ских предприятиях. Зарплаты крупного бизнеса в Череповце абсолютно прозрачны, легализованы. Мы работаем с категорией выплачивающих «серую» зарплату, в конвертах. Это теневой оборот. Как мы заставляем поднять фонд оплаты труда? У нас есть оперативная информация, письменные жалобы граждан, работает «горячая линия». Люди говорят нам о том, что официально им платят, к примеру, 4 тысячи, а реально — 8 — 10 тысяч. Наша задача — полностью легализовать зарплату. Отрасли, в которых наиболее часто идет сокрытие доходов, — это торговля (розничная и оптовая), ремонты, строительство, услуги автотранспорта (такси и грузового) и т.д.

— Насколько остро стоит проблема легализации зарплат? И трудно ли бороться с «серыми» зарплатами?

— Очень трудно. Теневой оборот наличных денег в городе большой.

— Еще два года назад профсоюзы предупреждали: не снижайте планку ЕСН (единого социального налога) и не вводите регрессивную шкалу его уплаты. Иначе получите дырку в Пенсионном фонде, а роста зарплаты, на что вы уповаете, не будет. Выходит, все так и случилось? Надо ли возвращать все на круги своя, если работодатель, как ни снижай ему налоговую нагрузку, не повышает зарплаты работникам?

— Эффекта от снижения ЕСН действительно нет. Но в Пенсионный фонд мы собираем необходимые средства. Пересматривать налоговые ставки в сторону увеличения… Я не вижу в этом смысла. И потом, это федеральный налог. Мы таких решений не принимаем. Их принимают Государственная дума, Совет Федерации, президент. Если политика государства нацелена на снижение налоговой нагрузки, мне кажется, в этом направлении и надо идти. Нужны другие рычаги администрирования. Методы, которые заставят теневые обороты стать легальными.

— А как на Западе борются с «серыми» зарплатами?

— Там менталитет у людей другой. Не платить налоги неприлично. Люди там привыкли декларировать свои доходы и расходы. Думаю, нельзя сравнивать Запад с Россией в этом плане.

— Как череповецкий бизнес воспринял задачу платить зарплату не ниже средней по отрасли? В штыки?

— Не в штыки, но с настороженностью.

Татьяна Ковачева
№28(21943)
15.02.2007

Источник: Газета «Речь»