13 февраля 2007 года. 08:16

Андрей ФУРСЕНКО: «Не должно быть очковтирательства!»

Общаясь после «круглого стола» с журналистами, министр образования и науки Андрей Фурсенко ответил на несколько злободневных вопросов.
— Что вы скажете по поводу скандальной истории в Перми: директору школы Александру Поносову грозит тюремный срок за использование нелицензионного программного оборудования для школьных компьютеров?

— Мы достаточно активно занимаемся вопросами, связанными с инцидентом в Перми. Мы должны добиваться того, чтобы в наших школах стояло лицензионное программное обеспечение. Для этого, во­первых, надо добиться того, чтобы это программное обеспечение приходило в школы по максимально низким ценам. Во­вторых, чтобы директора школ могли оценить: а какое обеспечение у них стоит. На самом деле мы должны понять, что интеллектуальная собственность — это такая же собственность, как и все остальные. Так что в первую очередь необходимо бороться с теми, кто поставляет ворованное оборудование и матобеспечение. Что касается конкретного инцидента, то я уверен, что будет найдено оптимальное решение. Мне кажется, что директор школы должен публично согласиться с тем, что надо пользоваться не краденным, а легальным обеспечением. Я знаю точно, что «Майкрософт» не предъявляет претензий, и думаю, что правоохранительные органы учтут, что все это произошло не по злому умыслу, а по невниманию, и не будут использовать в дальнейшем столь жесткие меры в отношении представителей образования.

— Намерены ли вы перепрофилировать педагогические вузы, чтобы готовить там специалистов по другим профессиям? Тем более, что сегодня вы говорили о сокращении преподавательского состава.

— Боюсь, из всего нашего разговора останется только одно: Фурсенко собирается сокращать преподавателей в педагогических вузах. Все­таки вопрос поднимался несколько другой. Мы в этом году по контрольным цифрам действительно уменьшили бюджетные места целому ряду педагогических вузов, но тем, большинство выпускников которых работают не по специальности. Мы считаем, что бюджет должен финансировать только то, что востребовано обществом и государством. Поэтому бюджетные деньги должны идти на увеличение не количества, а качества. Если говорить о перепрофилировании вузов, то это касается не только педвузов, а всей высшей школы России. Сегодня существует очень большой разрыв между ведущими вузами и вузами, ничем выдающимся не отличающимися. Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность нашей высшей школы в целом, для того, чтобы обеспечить места для тех, кто может и хочет учиться, мы должны постоянно заниматься вопросами реорганизации. Но никаких жестких административных шагов предприниматься не будет. Идет серьезная разъяснительная работа, и мы поощряем вузы, которые сами предлагают схемы реорганизации.

— Будет ли в ближайшее время введено обязательное 11­летнее образование?

— Сейчас подготовлена концепция закона «Об обязательном полном среднем образовании», это продиктовано объективными причинами. Интеллектуализация общества, экономики растут. Сегодня проблема в том, что ребята, которые не получили полный курс обучения, с гораздо большим трудом проходят социализацию. Но другое дело — не должно быть очковтирательства! Мы должны понимать: полное среднее образование не означает, что правдами и неправдами каждому, кто учится в школе, должен быть выдан аттестат об окончании 11 классов. Я думаю, что одно из решений вопроса — более глубокая профилизация. Когда профиль — необязательно гуманитарный или естественно­научный. Думаю, что в средней школе нужно больше внимания уделять профилям, связанным с какими­то конкретными трудовыми навыками. Школы должны быть материально заинтересованы в том, чтобы там училось как можно больше детей (кстати, это и решение социальных проблем). Необходимо переходить на нормативно­подушевое финансирование. Если за школьником «идут деньги», то директор и учителя заинтересованы, чтобы он не покидал досрочно школу. Но сегодня в рамках готовящихся стандартов мы гораздо больше внимания уделяем тому, как учесть интересы детей. Чтобы каждый из ребят понимал, что он учится не зря, что после 11 классов он будет более конкурентоспособным, более успешным.

Сергей Комлев
№26(21941)
13.02.2007

Источник: Газета «Речь»