Как учителю стать миллионером? Сначала надо стать Андреем Успенским
В субботу в Череповце с однодневным визитом побывал министр образования и науки России Андрей Фурсенко.
Здесь под его председательством, а также при активном участии главы области Вячеслава Позгалева и гендиректора ОАО «Северсталь» Алексея Мордашова прошел «круглый стол» на тему «Взаимодействие власти, бизнеса, образования и науки в инновационном развитии региона». Но сначала министр отправился в череповецкую школу № 37, где работает победитель последнего Всероссийского конкурса «Учитель года» Андрей Успенский. Там субботним утром и прозвучало известие, что по инициативе губернатора победителя наградили двумя миллионами рублей.
Как стать миллионером, если ты не банкир и не бизнесмен, не топменеджер, не попзвезда и даже не гость одноименной телепередачи, а обычный учитель? Да проще простого: нужно сначала выиграть городской, а затем — региональный туры «Учителя года». После чего до заветного миллиона (правда, в рублях) — всего один шаг: победа во всероссийском конкурсе.
Шутка, конечно. А вот то, что победитель Всероссийского конкурса «Учитель года2006», учитель словесности из череповецкой школы № 37 Андрей Успенский в минувшие выходные стал миллионером — совершенно серьезно. Об этом ему сообщил лично губернатор Вологодчины Вячеслав Позгалев, поведавший, что область решила наградить героя двумя миллионами рублей и что такой же «призовой фонд» в дальнейшем ожидает любого вологодского учителя, который подобно Андрею Геннадьевичу добудет Вологодчине «Хрустального пеликана» (символ учительского конкурса). В числе аплодировавших этому известию и Андрею Геннадьевичу был министр образования РФ Андрей Фурсенко.
Андрей Александрович и не скрывал, что главным поводом для его однодневного визита в наш город стало желание поздравить лучшего учителя России, что называется, на его территории. «Миллионов» министр с собой не привез, ограничившись почетной грамотой и букетом цветов, но на громкие и приятные слова не поскупился: «Случайные люди в таких конкурсах не побеждают. А вообще, хороший педагог прежде всего учит учиться. Учит школьников адекватно реагировать на быстрые изменения в нашей жизни».
Окружающий нас мир стремительно меняется и мы, страна и ее граждане, должны успевать за этими изменениями, — этот тезис в различных вариациях Андрей Фурсенко повторял в субботу неоднократно. Его оценки ситуации в отечественном образовании были жесткими, но предельно честными. Недаром несколько ответов Фурсенко на вопросы учителей, прозвучавшие в школе № 37, сразу же попали на «ленточки» федеральных информационных агентств и вызвали острейшую дискуссию в учительском и журналистском сообществах.
Вот что, например, министр сказал по поводу кадрового дефицита в российских школах:
— Разговоры о дефиците учителей — миф. В среднем на одного учителя в России приходится десять учеников. Есть регионы, где по пять учеников на одного учителя. Сегодня у нас количество школьников стремительно сокращается. Если в 1998 году у нас было 22 миллиона школьников, то сегодня 15 миллионов. При этом количество учителей почти не уменьшилось. Уровень нагрузки на учителя падает, работы у него становится меньше. А с сокращением нагрузки падает и квалификация учителей.
Но проблема шире. Молодых специалистов во многих школах не оченьто ждут, особенно на селе (нынешние преподаватели боятся, как бы им самим не лишиться рабочего места), и сама молодежь не ахти как туда и рвется. По словам Андрея Фурсенко, «большинство выпускников педвузов не работают по специальности» — не более 30 % идут в школы, если верить статистике. Поэтому министр не исключил, что в будущем может быть сокращено количество бюджетных мест в педагогических вузах.
Видимо, отдавая отчет, какой резонанс могут вызвать подобные заявления, Андрей Фурсенко несколько раз подчеркнул, что система образования не должна быть и не будет «площадкой для экспериментов», что к любым реформам нужен очень осторожный и взвешенный подход:
— В 90е годы, когда образовательная система была в очень сложном положении, ее спас здоровый консерватизм наших учителей. В области педагогики быстрых изменений не бывает. Но меняться она должна.
В том числе и через национальный образовательный проект.
Министр убежден, что его главная задача — не просто «раздать деньги», а выявить лидеров и точки роста. Поддержать «выпавшие сферы», например, воспитательную работу в школах, которая сейчас, в эпоху «брожения умов» и нивелирования моральных ценностей и авторитетов, важна как никогда.
Был задан и вопрос о ЕГЭ, точнее, по поводу его приемлемости для оценки знаний в «неточных предметах». Например, в литературе, которая плохо укладывается в формат тестирования. Министр согласился, что словесность — материя тонкая и к ЕГЭ тут нужно подходить очень аккуратно. Но… «Все же есть моменты, которые можно формализовать и в отношении литературы. Это названия произведений, авторы, главные герои. Если ученик читал, он должен знать», — сказал Андрей Фурсенко. И призвал учителей к сотворчеству: «ЕГЭ — это не застывшая вещь, она должна совершенствоваться. Учителя могут предлагать свои варианты, как проводить ЕГЭ, как правильно оценивать знания. Мы в министерстве готовы эти предложения рассмотреть, но для этого надо их услышать. Предлагайте свои варианты».
Этот разговор продолжался полтора часа, после чего Фурсенко, губернатор и остальные официальные лица отправились на «круглый стол» по взаимодействию власти, бизнеса, образования и науки. Виновник торжества Андрей Успенский почти все это время скромно сидел на «камчатке». Он только что вернулся из Ульяновска, где проводил мастерклассы. И как признался «Речи», несколько подустал от свалившейся на него славы и «гастрольного тура» по российским городам и весям. Но придется Андрею Геннадьевичу побыть в «свете софитов» еще, как минимум, до осени, когда в нашем городе пройдет финал Всероссийского конкурса «Учитель года2007».
Сергей Комлев
№26(21941)
13.02.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
