9 февраля 2007 года. 08:42

Честь имею

Телесериал «Кадетство», стартовавший еще в прошлом году, набирает обороты. Если судить по тому, что несколько десятков жителей области уже написали заявления о желании стать кадетами в будущем учебном году, то в числе его поклонников не только юные барышни. Кто поступает в военные училища? Чем объясняется столь высокий интерес 14 — 15­летних мальчишек к офицерскому делу? Как стать кадетом? На все эти вопросы мы искали и нашли ответы.
Городской военкомат. В кабинете подготовки граждан к поступлению в военные училища нас встречает офицер второго отделения военкомата Богдан Биленченко.

— Военкомат принимает непосред­ственное участие в наборе в кадетские училища и корпуса России, — рассказывает Богдан Викторович. — Дело в том, что именно мы осуществляем предварительное «тестирование» потенциального абитуриента: проводим медицинское обследование (его результаты должны находиться в полном соответствии с первой графой категории годности), освидетельствуем результаты в Вологде, проверяем, не состоит ли юноша на учете в милиции, в ходе собеседования узнаем степень его моральной подготовки.

Если военкомат даст «добро», документы (заявление родителей, амбулаторная карта и рекомендации из школы) направляются в учебное заведение. Всего в России четыре вида кадетских училищ: суворовские (то есть носящие имя великого полководца Суворова, их семь по всей стране), нахимовское (одно военно­морское в Санкт­Петербурге), военно­музыкальное (тоже одно в Москве) и кадетские корпуса (семь). Уже там ребят ждут основные вступительные испытания. Обычно это экзамены по математике, рус­скому языку, физкультуре (экзамен включает в себя подтягивания и бег на 100 м и3 км), а также тесты на профпригодность: общий тест, на логическое мышление, тест поустному счету на время.

Требование по возрасту — 14 — 16 лет. То есть абитуриентами могут стать только школьники с восемью или девятью классами среднего образования. Хотя есть исключения. По словам Богдана Биленченко, в Санкт­Петербургский военно­космический кадетский корпус возьмут с семью классами. Продолжительность обучения в кадет­ских училищах — три­четыре года в зависимости от того, сколько кадету не хватает для получения полного среднего образования.

У кадетов есть особые преимущества и кроме того, что они находятся на полном гособеспечении. Во­первых, летом и зимой они имеют право на бесплатный проезд домой и обратно. Во­вторых, они получают стипендию вне зависимости от успеваемости — около трехсот рублей. Зато общая продолжительность годовых каникул напрямую связана с успехами в учебе: двойка в четверти означает отдых 15 дней зимой и 30 летом. У остальных недельные каникулы ещеосенью и весной.

— Желающие стать кадетами были и есть всегда, — рассказывает Богдан Биленченко. — Официальный прием документов на поступление проводится с 15 апреля по 15 мая, но досрочно к нам уже поступило несколько заявлений. За последние три года в кадетские училища и корпуса поступили 11 человек. Желающих было в 2,5 — 3 раза больше. Увы, кто­то не прошел нашу комиссию, кто­то — профотбор или не сдал математику…

Кадетскими училищами и кадетскими корпусами Вологодчина похвастать не может. И тем не менее осенью 2006 года в Соколе открылось ГОУ «Вологодская област­ная кадетская школа­интернат». Основное отличие этой школы от корпуса и училища в том, что берут сюда учеников с начальным образованием.

— Сейчас в школе набрано шесть классов, — рассказывает директор Андрей Бадин, — два пятых, два шестых и два седьмых. В них обучаются 120 кадетов. Это дети почти из всех районов области, но большинство из Сокольского, Усть­Кубенского, Вологодского, Тарногского и Великоустюгского.

Для поступления в школу­интернат необходимы амбулаторная карта, медицинская справка, копия личного дела и заявление родителей. Также «абитуриенту» предстоит собеседование — ребенка проверят, на самом ли деле он желает учиться в такой специализированной школе и готов ли к разлуке с родными. Последнее крайне важно: по словам директора, детей к родителям отпускают только на выходные и каникулы. Но добраться из Сокола, допустим, в Великий Устюг — дело непростое, поэтому неделями подростки живут в интернате в разлуке с близкими.

Отличий «кадетки» от обычной школы достаточно много. В учебной программе школы­интерната помимо общеобразовательных предметов есть основы военной службы и автодело (начиная с девятого класса). Каждый день после уроков (обычно их 5 — 6) ребята получают дополнительное военное образование — усваивают уставную, огневую, строевую и тактическую подготовку. Раз в год на десять дней их будут возить на настоящие полевые учения.

В распоряжении школы­интерната два жилых корпуса. Там спальни, оборудованные для двух­трех человек, комнаты отдыха на каждом этаже, умывальники и душевые в расчете на 20 кадетов. Учебный корпус может «похвастаться» двумя интерактивными досками и 68 компьютерами, каждый из которых оснащен мультимедийным оборудованием, выходом в Интернет и подключен к локальной сети школы­интерната.

— Особое внимание мы уделяем досугу воспитанников нашей школы, — рассказывает Андрей Бадин, — каждому кадету в свободное от учебы время предоставляется возможность заниматься бальными танцами, хореографией, боксом, вольной борьбой, компьютерной версткой, сольным пением, играть в духовом оркестре. Также мы регулярно вывозим ребят на экскурсии.

Со следующего учебного года школа планирует проводить набор только с пятого класса; более взрослый ребенок сможет попасть сюда лишь в том случае, если в классе, соответствующем его возрасту, появится свободное место.

Как сообщили нам в областном департаменте образования, вторую кадетскую школу в области планируется открыть либо в Шексне, либо в Череповецком районе, на базе Шухободского училища.

Череповец пока может «похвастать» только школой № 5, на базе которой в 1996 году при кураторстве ЧВИИРЭ открыли три старших кадетских класса. Узнать, как там обстоят дела, мы решили прямо на месте.

Кадетский 10а класс встречает нас стоя. Только после дружного: «Здрав­ствуй­те­то­ва­ри­щи­кор­ре­спон­ден­ты!» — молодые люди садятся за парты.

Откуда интерес к офицерскому делу? — пытали мы будущих профессиональных военных.

— Родители меня на тропу кадетства никогда не толкали, — откровенничает кадет Антон Гусев, — мечту стать военным мне подарил кинематограф. Особенно нравится фильм «Сын полка». Можно сказать, главный герой фильма Ваня Солнцев и «заразил» меня идеей военнойкарьеры. В военном человеке я вижу свой идеал. Ведь в нем есть ум, дисциплина, этикет и крепкий внутренний стержень.

— Отчасти — это мое желание, отчасти — дань традиции, — говорит кадет Андрей Орголайнен. — Отец — военный, сам я родился в военном поселке и все детство провел в подобных городках и поселках. Самое важное в человеке — честь и надежность. Военное образование это дает. Поэтому вне зависимости от того, стану я военным или нет, опыт кадета, а затем курсанта — я собираюсь поступать вЧВИИРЭ — поможет в жизни.

Будний день кадета школы № 5 таков: утренний развод, 6 — 7 уроков (в учебную программу включены факультативы по алгебре и физике), военная подготовка. Также раз в год школьники проходят военно­полевые учения на базе ЧВИИРЭ в поселке Заозерье Кадуйского района.

Для поступления в кадетские классы, куда принимают после восьмого класса, приходится сдавать экзамены по алгебре, физике и физкультуре. Кроме того, учитывается средний итоговый балл за восьмой класс. По словам зам. директора школы Елены Кочегуро, почти все выпускники череповецких кадетских классов получиливысшее образование и сейчас служат офицерами, многие — в элитных подразделенияхМинобороны и МВД России.

Выпускники кадетских училищ и корпусов официально не имеют никаких привилегий при поступлении в высшие военные учебные заведения. Однако благодаря более высокому уровню подготовки (по сравнению с «гражданскими» выпускниками) в военные вузы их берут охотнее. Нет у вчерашнего кадета особых отношений и с военкоматом: не пожелавшие продолжить военное образование кадеты­выпускники становятся обычными призывниками.

Михаил Кузнецов
№24(21939)
09.02.2007

Источник: Газета «Речь»