9 февраля 2007 года. 08:42

В школу едет «Ревизор»: ставить спектакли прямо в классе предложили московские чиновники

На этой неделе столичный департамент образования и Московский экспериментальный театр под управлением Вячеслава Спесивцева выступили с инициативой ставить спектакли по ряду произведений русской классической литературы — «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Ревизор» и другие — прямо в школе.
Продолжительность каждого спектакля, как и урока, 45 минут. Аргументы таковы: современные школьники не испытывают особого интереса к классике, она для них малопонятна. Спектакль наглядно даст представление о художественном произведении, донесет его смысл. Инициатива вызвала широкий резонанс у общественности. Одни говорят, что затея пустая, театральная постановка не может заменить книгу. Другие считают ее разумной: лучше сначала посмотреть, а потом можно уже перечитать произведение. Тяга появится. Так нужны ли школе спектакли по русской классике? Свое мнение по этому поводу высказывают…

Татьяна МАКАРОВА, главный режиссер Камерного театра:­

— Лично я не вижу в этом смысла. Инициатива московских чиновников мне не по душе и не близка. У нас есть три таких спектакля, на которые ходят череповецкие школьники. В частности, это «Варвара Петровна» о семье Ивана Сергеевича Тургенева. На спектакли ходят школами, заполняют залы. И два часа сидят как мыши. Мы имеем обратную связь. После спектакля школьникам предлагают написать сочинения, мы их читаем. Меня приглашают в школы, чтобы помочь детям глубже войти в тему. Спектакль как верхушка айсберга, всего не расскажешь. В свое время я обратила внимание на специальный сборник для подготовки студентов, где кратко изложен текст художественных произведений. Мать честная! Одна фабула — и никакого содержания. Прочитав такое, школьники и студенты не поймут ни глубины классического произведения, ни его эпохальности. Может, и есть смысл ставить в школе произведения XVIII — XIX веков для передачи характера эпохи, духа времени, но не так: «Евгений Онегин» за 45 минут. Лучше полноценный спектакль. На мой взгляд, нельзя относиться к театру как к приложению к художественному произведению, как к наглядному пособию. Это особый вид искусства. Если мы хотим приблизить театр к школе, гораздо логичнее возродить традицию ставить школьные спектакли. Дети знакомятся с книгой, пропускают материал через себя, сами ставят спектакль.

Екатерина КАЛОШИНА, младший научный сотрудник музея Верещагиных:

— Трудно сказать, может быть, и не пустая затея. Единственное, что настораживает, — как пусть даже профессиональный театр поставит «Ревизора» или «Горе от ума» в расчете на один урок. Да, я согласна, современные школьники не испытывают особого интереса к обязательной литературе. Но не все дети не читают. И на мой взгляд, куда лучше посмотреть спектакль, поставленный по классическому произведению в стенах театра, где для этого есть все: костюмы, декорации, особый дух. Ютиться в школе, укладываться в рамки урока? Это как­то сиро, убого и не даст результата, как я думаю. Если ты интересуешься Пушкиным, посети музей Пушкина, хочешь понять «Евгения Онегина» — прочти книгу. К слову, спорными я нахожу и новые театральные формы в подаче классики. К примеру, чеховская «Чайка» в жанре мюзикла.

Сергей САВИЧЕВ, директор череповецкого металлургиче­ского колледжа:

— Замечательная идея. Лично я только приветствую приход театра в школу. Влияние артиста многозначно: человек видит, слышит, чувствует, реагирует эмоционально. Думаю, очень разумная инициатива. А если учесть еще и тот факт, что в настоящее время поколение подростков признает в большей степени не книги, а электронные СМИ — телевидение, Интернет, — то подобные постановки школе просто необходимы. Вы посмотрите, во что превратились наши читальные залы. Раньше в читальных залах школ, профессиональных училищ, вузов яблоку негде было упасть. Теперь стоит в зале с десяток компьютеров с выходом во Всемирную паутину — и черпаешь информацию, сколько заблагорассудится. Ничего не поделаешь: прогресс. Современного школьника за книгу не усадишь. А спектакль наглядно передаст дух времени. И потом, сходить в настоящий театр семьей — для кого­то значит выложить за билеты почти треть зарплаты.

Татьяна Ковачева
№24(21939)
09.02.2007

Источник: Газета «Речь»