8 февраля 2007 года. 08:16

Мороз по коже

Вчера в Череповце было объявлено штормовое предупреждение. Погода снова вносит в нашу жизнь коррективы, ограничивает в привычном и побуждает к дополнительным размышлениям и действиям.
Сегодня утром, как и всегда в сильные морозы, мы, выбравшись из теплой постели, в буквальном смысле «кожей вспомнили» услышанный вчера прогноз погоды: понижение температуры ночью до — 33°С, а днем до — 26°С. Первым делом задумались над тем, что надеть. А над чем еще?

Выйдя из подъезда, посочувствовали посыпающему песок дворнику. Помимо «ста одежек», его, кстати, защищает от мороза еще и бумага. В инструкции по технике безопасности, как говорят в обслуживающих организациях, имеется ряд рекомендаций по работе дворника при низких температурах. К примеру, через определенные промежутки времени он должен обогреваться в теплом помещении, чтобы не обморозиться. А вот служители другого порядка — сотрудники правоохранительных органов — такого убежища не имеют. Оперативники вынуждены проводить на открытом воздухе по нескольку часов кряду, и сильный мороз — не уважительная причина для отмены запланированной засады. «Такая уж работа, — говорит начальник череповецкого отдела наркоконтроля Алексей Советов. — Мы, конечно, рекомендуем сотрудникам одеваться потеплее. К счастью, случаев обморожения не было. Вот, к примеру, в прошлом году мы долго караулили водителя автобуса, который употреблял наркотики. Был 30­градусный мороз, но ни один человек не ушел с поста. Успешно задержали, никто не пострадал».

Добежав до остановки, выбираем из двух подъехавших автобусов тот, что потеплее.

— В Череповце ходят автобусы разного типа, все они снабжены печками, но тепла все равно в такие холода недостаточно, потому что двери постоянно открываются, — говорит специалист отдела транспорта мэрии Анатолий Копылов. — Вообще­то, более тепло в салонах автобусов междугородного и пригородного назначения. Там больше отопления и меньше дверей. Таких по городу ходит немало, например, на 25­м, 31­м, 39­м маршрутах. Из внутригородских автобусов самые холодные — «Икарусы», но их уже почти нет в Череповце. «Мерседесы», «МАНы» хорошо обеспечены обогревателями, просто некоторые обогреватели работают лучше, другие хуже — зависит от времени службы. А вот в новых «ЛиАЗах», которые пришли перед Новым годом, обогревателей недостаточно, но поскольку машины новые, щелей в них нет, и тепло держится.

Хотя, в такую погоду горожане почти не ходят пешком, автоколонны не имеют большой прибыли.

— У нас в эти дни выручка упала, — говорят в финотделе МУП «Автоколонна № 1456». — Наверно, это связано с тем, что многие горожане просто не выходят на улицу. Даже повышение стоимости проезда практически неощутимо.

У автовладельцев — своя проблема: как доехать до места работы без ЧП. Вчерашний день подтвердил небеспочвенность этих размышлений. В связи с наступившими холодами ситуация с аварийностью на дорогах Череповца обострилась. Водители жалуются на то, что проезжая часть некоторых улиц превращена в каток, а снег не всегда вовремя убирается. Коммунальщики в свою очередь заверяют, что делают все возможное. По словам сотрудников ГИБДД, строгой зависимо­сти количества дорожных происшествий от температуры воздуха нет, однако, если холод сопровождается снегопадом, выезжать на аварии приходится чаще. Например, вчера около трех часов дня пошел снег, и он немедленно стал косвенной причиной нескольких инцидентов.

Так, в 15.15 на перекрестке пр. Победы и ул. Верещагина были вынуждены остановиться трамваи. Водитель автобуса 38­го маршрута не ожидал, что идущий перед ним легковой автомобиль затормозит перед светофором, и, чтобы избежать столкновения, резко вывернул руль влево. В левой полосе в этот момент стояла машина «скорой помощи», которая в результате столкновения оказалась на трамвайных путях. В итоге всем автомобилям нанесен материальный ущерб; никто, к счастью, не пострадал. По словам водителя автобуса, на заснеженной дороге безопасно остановить транспорт в этой ситуации было невозможно. Восстановить движение трамваев удалось уже через 15 — 20 минут.

Буквально сразу после этого на Кирилловском шоссе случилось необычное для Череповца ДТП — перевернулся грузовик «ГАЗ» одной из торговых компаний. Как пояснил «Речи» водитель машины, он не справился с управлением в условиях снежного наката на проезжей части. По словам сотрудников ГИБДД, причина аварии иная — на грузовике обломились спицы, к которым крепится заднее колесо, в результате чего это колесо просто отвалилось и машина перевернулась. Наличие или отсутствие наката в такой ситуации не играет никакой роли.

Еще одна проблема автовладельцев — как помыть машину?

— В такие дни у нас гораздо меньше клиентов: люди боятся, что примерзнут, — сетуют сотрудники автомойки «Альянс». — Помывка производится в боксах, они отапливаются, вода там не замерзает. Но вот если помытая машина, не обсохнув, постоит на улице 10 — 15 минут, то замерзнет. Часто бывает, что клиенты загоняют машину обратно в бокс и ждут, пока оттает. Чтобы не замерзала, мы обрабатываем резину и замки специальными средствами. Но поскольку это за отдельную плату, не все соглашаются.

Впрочем, можно обойтись и без этой услуги. Выгнав машину на улицу, нужно открыть дверь в салон и подождать минут пять. При этом двигатель включать не обязательно.

Едва пережив день испытания морозом, вечером, согревшись в горячей ванне, задумываемся над завтрашним днем. О том, будет ли лучше, справляемся по телефону 001.

— Я готовила статистику за период с начала 2006 года по январь 2007­го. Наблюдения интересные, — говорит Ольга Маслова, старший инструктор справочной службы Вологодского филиала ОАО «Северо­Западный Телеком». — В январе прошлого года мы дали 20000 справок, за август — октябрь, когда была устоявшаяся погода, — около 5000, а в январе этого года — 6000. Вот я теперь и думаю: а что у нас такого было в январе 2006­го? Вообще, никого не удивляют морозы или тепло, когда они ожидаемы. Прогнозами интересуются тем больше, чем нестабильнее погода.

Сегодня­завтра «001» обещает переменную облачность, без сущест­венных осадков, ветер переменный, слабый, ночью — 28… — 33°С, днем — 21… — 26°С.

— Примерно с 11 февраля будет некоторое ослабление мороза, но только лишь ослабление, — прогнозирует Светлана Малкова, зам. директора череповецкого гидрометбюро. — Морозная погода сохранится. Будет выше 30 градусов, но все­таки минусовая температура.

Узнав, что мороз одним днем не ограничится, снова задумываемся о том, что надеть. У кого­то новые зимние сапоги подпортила затянувшаяся оттепель, и теперь они совсем не держат тепло. Других аномально теплое начало зимы расслабило, и они вообще не приобрели зимние сапоги. Нужно в обувной магазин. Но поздно.

— Количество клиентов у нас сейчас, конечно, увеличилось, в среднем около 40 покупок в будний день совершают. Только вот выбор сейчас небольшой, вернее, размерный ряд разобран, а новых завозов зимней обуви уже не будет, — говорит Яна Сысоева, директор магазина «Центр обуви». — Все из­за аномальной зимы, была оттепель — и вдруг настали морозы. А между тем подошло время завоза обуви весеннего сезона. Мы сейчас распродаем то, что у нас есть. Конечно, много кто купил обувь, большие скидки повлияли. Теплая зима принесла нам один плюс: разобрали всю осеннюю обувь. На совещании работников обувных магазинов мы пришли к выводу, что всем нам не хватило какой­то недели, чтобы реализовать товар: началась­то зима как положено, и если бы оттепель наступила на недельку позже, мы бы распродали, наверно, много.

Отдельные категории граждан завтра из дома просто не выйдут. Понижение температуры воздуха до минус 30... — 32 градусов сказывается на работе многих предприятий и организаций города. В частности, это касается строителей. Как нам пояснили в строительной компании «Железобетон­12», несмотря на отсутствие каких­либо температурных нормативов для выхода на работу людей, при температуре ниже минус 30 градусов активные работы на стройке прекращаются. Во­первых, необходимо беречь самих работников, а во­вторых, имеются температурные нормативы на основные виды строительных работ. Так, бетонирование и кирпичная кладка допустимы лишь до минус 25 градусов.

Пережив рабочую неделю, можно отдохнуть на свежем воздухе, например, покататься на лыжах: в воскресенье обещано ослабление мороза. Впрочем, среди череповчан есть заядлые лыжники, которым мороз не страшен. Так, вчера днем на лыжную базу ОАО «Северсталь» обратились три клиента­част­ника и около 180 школьников. «Уроки физкультуры, видимо, не были отменены, — говорит зав. складом лыжной базы Марина Шарынина. — А частников было бы больше, если бы было теплее».

Татьяна Тихонова
№23(21938)
08.02.2007

Источник: Газета «Речь»