7 февраля 2007 года. 09:43

«Что-­то внутри переворачивается»: первый день работы фотовыставки «Наркотик-­убийца» в Череповце

«Эти фотографии не могут оставить равнодушными. Лица 17­летних наркозависимых ребят говорят их сверст­никам о наркотиках гораздо больше, чем родители, учителя и врачи», — уверены организаторы выставки, открывшейся вчера во Дворце культуры «Строитель».
Сразу несколько ведомств и общественных организаций объединились, чтобы рассказать молодежи о вреде наркотиков, дать подросткам информацию для размышления и, возможно, остановить кого­то в шаге от беды. Вологодские наркополицейские привезли в Череповец фотовыставку «Наркотик­убийца», которая уже побывала в Санкт­Петербурге, Вологде и районах Вологодчины. Управление культуры не только предоставило помещение в ДК «Строитель», но и организовало там же выставку плакатов «Молодежь против наркотиков». Во время работы выставки (с 6 по 24 февраля) здесь пройдут городской конкурс «Мировой парень» и концерт молодежных коллективов. При поддержке специалистов программы «Здоровый город» и мэрии, а также молодежных организаций были подготовлены необычные экскурсоводы. О вреде наркотиков подросткам будут рассказывать 30 сверстников из числа волонтеров. Все ребята — студенты ЧГУ, ИМИТа и медучилища — прошли обучение у специалистов городского наркодиспансера, наркополицейских и педагогов. Последний семинар для них провела один из авторов фотовыставки Татьяна Муртазина — именно ее дочь Юлия с друзьями попали в объектив шведского фотографа Марии Седерберг. Работать экскурсоводы будут с группами от 5 до 20 человек. Еще до открытия выставки 73 группы подали заявку. Такого интереса организаторы не ожидали.

История снимков шведской журналистки Марии Седерберг началась в 1998 году в Санкт­Петербурге — с ее знакомства с общественной организацией «Азария», которая объединила родителей наркоманов. Фотографу были интересны люди и судьбы. «Мария обратилась ко мне с просьбой по­знакомить ее с моей семьей, — рассказала нам Татьяна Муртазина. — Мне тогда уже было нечего терять. Старшая дочь в 16 лет не только была наркоманкой, но и распространяла наркотик. Она лечилась, обещала — и все начиналось заново. Впереди нас ждали долгие годы борьбы за жизнь. Мария и дочь нашли общий язык. Через несколько недель после этой встречи Юли не стало. Мария предложила сделать выставку из своих снимков. Я уцепилась за эту идею не только из желания сохранить память о дочери, но и чтобы предупредить других детей и родителей». К словам Татьяны Владимировны, в которых звучала боль, череповецкие дети прислушались. Для них громкие фразы, сухие цифры статистических отчетов давно превратились во «взрослые страшилки», а вот боль матери тронула…

Первых 14 — 15­летних зрителей эти снимки поразили. Мы приводим дословно некоторые мнения.

Настя, 13 лет: «Я не думала, что наркоманы — такие несчастные люди».

Алеша, 14 лет: «Снимки заставляют думать, что­то переворачивают внутри. Свой вывод я пока не сделал. Но вот перед открытием много народу говорило о выборе «за» или «против» наркотиков, рассказывали о том, что не бывает легких или сильных наркотиков — они все одинаковый яд. Но если это яд, почему им все­таки открыто торгуют в городе? Почему дилеров нельзя расстреливать? И говорить об этом с нами не раз в год — для отчета?»

Точное число наркоманов в городе не знает никто. Зато о героине слышали все череповецкие школьники. Только вот где и какую информацию они получили? Среди многих родителей и специалистов бытует мнение, что чем больше наши дети слышат о наркотиках, тем больше просыпается нездоровое любопытство у подростков. Мол, после каждой подобной акции наблюдается рост числа случаев первичного употребления. Мы по­просили организаторов выставки «Наркотик­убийца» ответить на вопрос: нужно ли говорить с подростками о наркотиках в такой наглядной форме?

Татьяна Муртазина:

— Ребята сами готовы обсуждать эту тему уже в 12 лет. Ведь на улице, в компаниях они слышат гораздо больше, чем дома. Я ищу ответ на вопрос: почему именно моя дочь стала наркоманкой? Она все прекрасно знала, воспитывала я ее так же, как и младшую дочь, они у меня погодки. Старшей нет, младшая в порядке. Сейчас я понимаю, что нужно было с самого маленького возраста учить мою девочку заботиться о своем здоровье, ценить собственную жизнь. Как? Да объяснять словами четырехлетней крохе, почему, например, полезнее кататься с горки и гулять на свежем воздухе, чем смотреть телевизор. Объяснять, почему вредно спиртное, а не говорить стандартное «это гадость». Вопрос о вреде наркотиков встает перед родителями, когда ребенок уже вырос. Зачастую наши дети не умеют ценить свою жизнь и здоровье.

Андрей Волков, директор наркодиспансера:

— Нельзя молчать. Давно в городе пора кричать о проблеме наркотиков. Я был в Ярославле, Уфе — там все улицы обклеены плакатами о том, что наркотик убивает. А у нас? Нужно давать правильную, четкую и полную информацию о наркотических средствах, о болезнях, о ломках и о той грязи, в которую опускаешься с одной таблетки или укола. Вопрос, кто и как это будет делать. Подобная выставка для нас — новинка, а во всем мире уже идут по этому пути, когда экскурсоводы не взрослые дяди и тети, а сверстники. Когда не цифры и шприцы в центре внимания, а несчастные люди — наркоманы и их родные.

Полина Козина
№22(21937)
07.02.2007

Источник: Газета «Речь»